Национальная политика в отношении коренных малочисленных народов Дагестана
Различия во взглядах и подходах к этой проблеме определяются не ее теоретической сложностью, а сугубо политическими факторами и прежде всего, тем, что, государственная воля все более и более направляется не на восстановление прав коренных малочисленных андо-дидойских народов (нарушенных прежними и нынешним режимами), а на «интеграцию» их в «Велико» российское и аварско-дагестанское общества, которая без восстановления этих их прав есть ни что иное, как ассимиляция.
Наблюдение динамики изменения официальной позиции позволяет сделать неутешительный вывод – чем дальше от эпохи борьбы за независимость этих народов, тем слабее и неопределеннее становится перспектива урегулирования андо-дидойской проблемы нормальным рабочим законодательно-директивным путем. Действующее законодательство в области национальной политики РФ и РД запутано и противоречиво настолько, что каждый желающий найдет в нем обоснование едва ли не любой своей идее. Если к внутреннему законодательству добавить еще и международные договоры РФ и РД, то картина становится еще горше. Это не было бы бедой, если бы среди как теоретиков, так и практических политиков РФ и РД принцип приоритета прав человека признавался безоговорочно не только на словах, но и на деле. Несмотря на концептуальную и терминологическую путаницу нормативных актов, было бы вполне возможно и реально разгрести ее, выстроив иерархию понятий и подходов в зависимости от того, укрепляют ли они права человека, в том числе и права этнических общностей, или ослабляют и вообще сводят на «нет». Однако ситуация такова, что по сей день в РФ и РД не только органы власти, но, к сожалению, и представители гражданского общества и академические исследователи выбирают из всего массива нормативной информации лишь то, что соответствует их или их заказчиков утилитарным интересам. Еще более вольной является интерпретация такой информации вплоть до распространения очередных ни на чем основанных уток и баек о строительстве гражданского общества и правового государства в РФ и РД.
Для подавляющего большинства российских и дагестанских исследователей и политиков коренные малочисленные андо-дидойские народы - «этнические группы второго уровня учета аварского национального меньшинства», ни один коренной народ Дагестана не является коренным народом ни РФ, ни РД, не признаны эти народы и «депортированными народами», которые, тем не менее, в это же самое время – национальные меньшинства. В целом употреблять термин «народ» в отношении кого-либо в РФ и РД, за исключением этнических государствообразующих русских – табу, хотя до сих пор не отмененное бутафорное законодательство «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» 1999 г. оперирует этим понятием применительно и к нерусским. Но в сочетании с прилагательными «коренной», «малочисленный» и «депортированный» слово «народ» использовать можно и даже очень хорошо, но обязательно, чтобы при этом их наконец приравняли с правами 45 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, депортированными чеченцами, калмыками, карачаевцами, балкарами, ингушами, корейцами, немцами и прочими народами, хотя широко известное законодательство по вопросам восстановления прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов, очевидно подчеркивает разницу между этими субъектами права.
Конституционный термин «коренной народ» является наиболее заклятым в среде политиков и экспертов – ему нет места даже в устных обсуждениях, не говоря уже об официальных документах. Правительства РФ и РД, закрепившие за собой исключительное полномочие определять права коренных народов путем принятия законов еще в 1999 году, по настоящее время не сочло нужным разработать и принять эти законы. Становится понятным, что это полномочие для того и было монополизировано, чтобы сидеть на нем как собака на сене.
Под давлением изменяющейся ситуации в мире даже самые оголтелые противники термина «коренной народ» в условиях РФ и РД время от времени начинают использовать либо его, либо аналогичные ему понятия, такие как «автохтонный» народ, этнос, этническая группа второго уровня учета и т.п. Главное здесь то же самое, что и с «народом» вообще – не допустить его применения в отношении коренных малочисленных андо-дидойских народов в законодательных или директивно-политических документах.
Можно считать определенным достижением, что термин «коренной народ» нет-нет используют в последние годы в отношении 45 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, хотя явно проглядывают и мотивы такой «широты взглядов» - эти народы слишком малочисленны, чтобы государство или местные власти ожидали каких-либо последствий этого признания. На их громаднейшей территории традиционного природопользования расположены неисчерпаемые запасы природных ресурсов.
Основными тактическими приемами, с которыми мне приходилось сталкиваться в ходе дискуссий о статусе своих народов в различных властных или научных учреждениях, уводящими от рассмотрения вопроса по существу являются: - ввод нового эксперта не знакомого с материалом. Обычно это академик, профессор, глава какого-нибудь подходящего по названию отдела, который начинает долго и нудно излагать свои познания, не имеющие отношения к делу. В то же время он не знаком в достаточной мере ни с литературой, ни с практикой, ни с опытом других государств в области защиты прав коренных народов. Типичный его аргумент в обосновании своей позиции: «Я профессор международного гуманитарного или технического права», из чего, видимо, следует, что кроме него никто в этом не разберется; - ввод в соответствующую должность представителя какого-либо национального меньшинства, который или имеет счеты или думает, что имеет счеты с другими коренными народами. Логика этих участников обсуждения такова: «Вот и мы могли бы требовать для себя «привилегий, но мы этого не делаем, а Ваши со своими претензиями уже всем надоели». Расчет строится на том, что возражать публично, а тем более рассказывать элементарные вещи такому представителю вроде бы тоже «проблемного» национального меньшинства неловко. Особенно охотно для этого привлекают другие «депортированные народы», поскольку с ними в основном, им кажется, удалось наладить взаимопонимание и взаимодействие. Часто эти приемы совмещаются.
Аргументы же по существу сводятся к прямой лжи о том, что в международном праве нет определения понятию «коренной народ». Несмотря на то, что этим самым громко объявляют о своем невежестве, этот аргумент повторяется и в неформальных дискуссиях, и в официальных заключениях. Вот чего действительно нет в международном праве, это фиксированных определений понятий «нация», «народ», «государство», «правительство», «национальное меньшинство», «власть» и ряда других, которые на каждом шагу используются всеми государствами, в том числе РФ и РД, при формулировании своих законов и в практической политике. Странным образом это не вызывает ни дискуссий ни противодействия их использованию. Понятие же «коренной народ» одно из немногих, точное определение которого содержится в действующем международном договоре - Конвенции МОТ №169.
Скрытым мотивом такого терминологического жульничанья является боязнь того, что признание естественного статуса коренных народов неизбежно повлечет за собой признание необходимости некоторых действий, а именно: действий по восстановлению его прав, для определения объема которых также есть международно-правовые, да и конституционные критерии и обязательства государства, есть и прецеденты, которые придется принять во внимание. В начале своего самоопределения и суверенизации российское государство, борясь за признание международным сообществом своего статуса независимой демократической державы, в лице своих дипломатов, само сформулировало эти проблемы. В первом своем документе по данной проблеме «Основах законодательства прав коренных малочисленных народов РФ» от 1993 года положение о признании прав 20 коренных малочисленных народов Дагестана, с решением вопросов, связанных с признанием за народами права на основе международного права было зафиксировано. Однако «спецы» выхолостили суть этих основ, кроме того они же и добились торможения действия ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» 1999г, признав все народы Дагестана, без обозначения их, коренными малочисленными народами Республики. Россия как была империей, к несчастью быстро забыла декларации независимой России, а русский народ забыл каково это быть лишенным своих естественных прав. К коренным (автохтонным) народам РД относятся граждане 14 «титульных» народов, в том числе чеченцы, азербайджанцы, имеющие свои государственные образования, но самое поразительное, что русские также являются коренными народами Дагестана. При этом 16 фактически коренных малочисленных народов Дагестана, таковыми не признаны ни законодательством России ни Дагестана.
Читая эти законотворчества, невольно задаешься вопросом: русские, белорусы, армяне, азербайджанцы, чеченцы, евреи, украинцы и так далее на территории Дагестана сложились исторически? Если граждане этих национальностей относятся к коренным народам Дагестана, то белорусский, болгарский, армянский, греческий, еврейский, молдавский, польский, русский, румынский, словацкий, венгерский, чешский народы являются коренными народами в Дагестане или РФ или нет? Очевидно, да, но тогда это меняет всю картину взаимоотношений с этими народами, в том числе государственно-правовую. Вероятно, тогда пора подумать о Дагестанской федерации, которая бы включала в себя территории государств этих народов, в настоящее время по непонятным причинам находящихся за пределами РД. Что нам Европейский Союз — такого натиска на Центральную Европу и Ближний Восток даже у СССР не было!
Вот это пока только нашла. Это не из работ последних лет. Но там в целом об андийских языках есть немного информации, вкратце. Кое-какие списки литературы есть в конце.
Муртуз, спасибо на добром слове, у меня нет глубоких знаний в области нахско-дагестанских языков, но кое-какие знания есть. Слава Богу что хоть так. Что касается аваро-андо-цезского праязыка, у меня есть литература об этом, можно будет выбрать то что надо и отсканировать. И когда будет возможность, я посмотрю, что найдется в интернете. А пока - у меня с 1 июля отпуск, и я завтра лечу в Москву, буду в Калужской области до середины августа, интернета у меня не будет. То что касается праязыков - этим в рамках языкознания занимается отрасль сравнительно-историческое языкознание (или - компаративистика). У нее есть свои отработанные методы, и это очень интересная наука, и даёт надёжные результаты. После того как языки определённым образом сравниваются и устанавливается их родство, дальше занимаются по всем имеющимся языковым данным "вычислением" т.е. реконструкцией праязыка - т.е. того языка, из которого эти родственные языки возникли (после его распада). Распад происходит из-за того что народ растёт и расходится занимая более обширную территорию, в результате чего контакт становится слабее. Имеется и возможность датировать время распада праязыка. Таким способом устанавливаются генеалогические древа разных языковых семей мира. Например, когда говорим нахско-дагестанская семья языков, то это автоматически означает, что был такой промежуток времени (его можно приблизительно определить, указать века, или если очень давно, то тысячелетия), когда все эти народы проживали на компактной территории (прародина), были одним народом и говорили на одном языке, который теперь учеными условно обозначается как нахско-дагестанский праязык, и он поддаётся реконструкции, до определённой степени. Точно так же и с термином аваро-андо-цезская группа языков (в составе нахск.-даг. яз. семьи) - он предполагает существование некогда аваро-андо-цезского праязыка.
Магомед, спасибо за сообщение, которое освещает историческую сторону этой проблематики, с которой я пока слабо знакома. Тут много полезного для меня; среди прочего, мне всегда было интересно откуда слово аварцы возникло. Есть и вопросы конечно, и несогласия (только касательно языков), но сейчас не буду ничего спрашивать, т.к. меня не будет на связи, лучше позже вернуться к этому. По-моему, возможность для современных ботлихцев иметь статус народа - это в любом случае не должно ставиться в зависимость от языковых процессов прошлого; если человек говорит - я не аварец, я ботлихец - это по идее самое важное.
Действительно не нужно убеждать каратинцев и ботлихцев, что они не аварцы, так как они по самосознанию и определяющего его самоназванию не аварцы, а буйхади и к11ирди. А самоназвания и самосознания аварец не существует даже для самих аварцев, которые самоидентифицируются по своим историческим обществам-хунз, келеб, андалав, гьид, и т.п. Авар это экзоним кумыкского народа обозначающих хунзахцев. Аварский народ молодой, он только формируется, до народа он в полном смысле еще не дорос. Андо-дидойские народы старые, древние и по оценке РАН высококультурные народы. Такой оценки ни аварцы, ни даргинцы не получат в ближайщее время, так как им надо пройти процесс становления, который тормозится и усугубляется неоколониальной политикой России в отношении коренных народов. Аварский народ формировался на этно территории андо-дидойских народов с 6 -7 веков нашей эры, формирование проходило на территории государства Дидо(далее федерация и конфедерация). Часть территории Дидо занимало государство Серир, где и начался процесс аваризации, в основном на андийском субстрате. Аварский- хунзахский язык коренные андо-дидойцы называют гьалбилоб мац1и, а народ гьалби, что означает пришлые, либо албанцы (Кавказская Албания). А каратинцам быть аварцами вообще нельзя, здесь для ассимиляции был запушен лживый логический "шуршунчик" которым маскировалась неблагая цель, благими понятиями: - каратинцы явлются горцами- маарулалами. - аварцы являются горцами маарулалами. - понятия маарулав идентично понятию аварец. - идентичность этих понятий дает основание думать, что каратинец является аварец. Основная ошибка логики в том, что аварецы всего навсего составная одна часть из сообщества 14, тогда как сообщество это маарулал. Путать это сакральное понятие не благое дело. Кроме того историческая память сохранила противостояния и войны каратинцев с "гьалби" в связи с распадом Дидо, ее федерации и конфедерации, а также Серира, агрессию и аваризацию сел Цолода, Ингердах, Местерух, Тукита. "Диду" по каратински, как и "ссорер" означает одно и тоже- круг, окружность, округ. История Дидо замалчивается, а история Серира стараются заклинить на Хунзахе. Хунзахское плато это исторические летние пастбища- айлак в едином отгонно- животноводческом комплексе народов Дагестана, в то время как зимними пастбищами была Прикаспийская низменность. И это идет еще с периода Кавказской Албании. Гьалбы- чабангы и андийские чабаны- ахьвади, видимо дали толчок становлению аварцев. Аварскому хану на каратинской земле зап решалось останавливаться, сходить с лошади, был разрешен только транзитный проезд. Так что аварцев, как и аварский язык мы можем назвать как производный от андо-дидойских, в основном с андийских языков, на территории которых, за счет населения которых они формировались. Топонимика аварских сел в основном андоязычная. Называть родителей по имени детей просто неэтично, ничего против родственных аварцев не имею, тем более имею много родственных и кунацких связей, которыми дорожу, но ассимиляционная политика этноклановой верхушки аварцев меня устраивать никогда не будет. Уаварцев и без нас своих проблем предостаточно, занимайтесь своим этностроительством не ущемляя своих родителей. Магомед Ахмеднабиев.
Соня, меня тоже удивляет глубина твоих знаний не только в языкознании, но еще я бы отметил и в этнографии, а также этногенезе. Возможно эти науки очень переплетены. Я постараюсь привлечь к дискуссии автора данной статьи М.Ахмеднабиева, у него собрано очень много интересных материалов по этим наукам.
Я ничего не слышал про аваро-андо-цезский праязык.
Ответ: Муртуз, Автор статьи -Ахмеднаби Ахмеднабиев, а не Магомед Ахмеднабиев
Магомеднур, да, языкознание - моя специальность; специализация - славянские языки, ещё более узкая специализация - старославянский язык. Исследованиями в области дагестанских языков я сама не занимаюсь, хотя в молодости больше интересовалась, потому что два родственника занимаются этим. Но конечно слежу за тем, что происходит в дагестанском языкознании, хотя бы более общие моменты, мне как языковеду и самой дагестанке было бы странно за этим не следить :).
Муртуз, арчинский я вспомнила потом, как они будучи скорее лезгинами, записаны аварцами. Так же и мегебцы - записаны аварцами, а на самом деле скорее даргинцы. А кубачинцы - я думала, что у них есть статус народа, разве не записывались они кубачинцами? по крайней мере в советское время? Насчёт кайтагцев - не знала, что они хотят, чтобы их записывали не даргинцами, а кайтагцами, это впервые информация для меня. Арчинцы это по-моему народ, у которого настолько чёткая идентичность, что их ничто на свете не ассимилирует. Женятся исключительно в пределах своего селения, и по городам наверное не встретишь ни одного арчинца, который бы не знал родной язык.
3 народа, которые имел в виду автор это кубачинцы и кайтагцы отнесенные к даргинцам и арчибцы (Чародинский район), записанные аварцами, относятся к лезгинской группе.