Сначала - адаб В своей основе, тема нашего труда - адаб, но то что мы хотим объяснить в рамках адаба - это адаб зиярата и пути, который совершается исключительно ради Аллаха. Когда мы говорим «путь», мы имеем ввиду не путешествия по свету, а путь к Всевышнему Аллаху. Этот путь связан не с обходом зелёных гор и долин, а с прохождением опасностей нафса и его пропастей. По этой причине люди идут к одному из тех, кого любит Аллах, в поиске лекарства для сердца. Посмотрим, что же необходимо тому, кто отправился в такой путь в поиске этого лекарства. Когда мы говорим «адаб зиярата», мы имеем ввиду совокупность эдебов, которых необходимо придерживаться и применять. Иногда «адаб» обозначает основу, основной принцип, способ, путь и методы какой-то работы. Мы упомянем оба значения адаба, когда дойдём до соответствующих мест. 1. Что такое адаб? Адаб - это помещение каждой вещи на её место и выполнение каждого дела таким образом, каким его следует выполнять. Это осуществляется следованием адаба Веровестника Мухаммада с.а.в.с. Это следование состоит из следования ему (с.а.в.с.) во всех его принципах по вопросам верования (эфкар) и во всех его поступках (эфал), по той причине, что Господь миров сделал его мерилом и печатью в этом деле. Кто не признаёт его, того наверняка Аллах не примет. Всё, чего достигли те, кого любит Аллах, на Его пути, они достигли следованием Посланнику Аллаха с.а.в.с. Один известный вали, Серий Ас-Секати к.с. своими словами: «Адаб — это показатель разума (гIакл)» указал на факт, что каждый своим адабом показывает, насколько он умён. Таким образом, адаб требует скромности и утончённости. Он является особым мерилом и очень точным показателем, а именно - им оценивается любовь и состояния сердца. Те, у кого нет скромности и утончённости, относятся к числу тех, кто грубы и невоспитанны. Необходимо быть внимательным, т.к. адаб - это врата друга, а друг непременно ожидает любовь и адаб. Те, кто нечестны в своей любви и чья любовь нечиста, или остановятся в пути или свернут с него. Адаб, с одной стороны, означает застенчивость и отбрасывание самоуверенности, а с другой - приятие скромности. Адаб означает и понимание своего положения раба. Адаб - это признание своей слабости и немощи (т.е. незначительности), и оставление пустых стремлений и порицаемых желаний. Адаб - это соблюдение и предоставление права. Адаб - это верность и преданность Высокой Истине и одновременно доверие к миру (халк). Адаб - это избегание всего, что становится причиной раскаяния. Одним словом, адаб - это хорошее поведение. Каждое дело, которое делается противоположным адабу образом - не имеет никакой ценности, каким бы великим оно не было. Оно не может своей ценностью возместить свой вред. Если бы человек делал какое-то дело противоположным его адабу образом, и так провёл бы всю свою жизнь, он не мог бы в конце достичь полезного результата. Если ошибка, сделанная в начале, не будет исправлена покаянием (тауба), вне сомнения - в конце всё закончится грустно. 2. Адаб – основа любой работы Адаб настолько важен и значителен, что арифы (обладатели духовного знания) говорили, что он представляет разницу между человеком и животным. Адаб облагораживает человека и украшает его свойствами ангела. Один из любимых рабов Аллаха, Джелал Эл-Басри подчеркнул, что у того, у кого нет адаба - в сущности, нет правильного имана, знания и истинной покорности. Энес ибни Малик, выросший рядом с Посланником Аллаха с.а.в.с. и воспитанный его светлым адабом, говорил: «Существование адаба в каком-то деле (работе) – знак того, что это дело принято». ... Каждая неудача человека – в своей основе - последствие оставления адаба, и этот реальный факт не меняется. Каждое мирское (дуньялукское) дело, как и ибадат – красивы с адабом, однако если их делать без адаба - ни одно дело не может быть красивым. Ариф Биллах Худжвири, говорит: «Адаб, которого нужно придерживаться в делах дуньялукских (этого света) – это человечность, а в Вере – нужно придерживаться Сунны. Адаб в любви - это соблюдение уважения. Эти три области находятся в связи между собой, тот у кого нет ума и человечности - не может придерживаться Сунны, а тот кто не придерживается Сунны, не способен соблюдать уважение. Уважение к арифам, которые являются свидетелями волеизъявления Аллаха и таухида – последствие богобоязненности (таква) в сердце. Кто не соблюдает адаб по отношению к ним – не имеет никакого удела на этом пути». Сладость ибадата проистекает из искренности и адаба. Если мы не находим «вкуса» в ибадате или если годами стоим на одном месте и не можем сделать ни шага вперёд, ошибка – в нас. Хорошо проверим себя – и увидим, что мы оставили адаб. Если намаз - о котором Расулуллах с.а.в.с. говорит, что это радость и свет (нур) его глаз - вызывает у нас усталость и мы ощущаем его как груз – это показатель того, что мы его не совершаем в соответствии с его адабом. Без соблюдения внешнего и внутреннего адаба невозможно постичь истинный вкус ибадата, зиярата, сохбата (общение, разговор) и др., и невозможно проникнуться ими, т. е. постичь их истинное значение (хакикат). Недостаточно простое подражание (таклид) и выполнение формальной стороны какого-либо дела или ибадата. Если какая-либо работа или ибадат совершается годами, но нет никакого сдвига или изменений, значит, клянусь Аллахом, не уделялось должного внимания адабу этой работы или ибадата. Фото : Каратинская долина.
|