Ботлих Вторник, 26.11.2024, 15:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

Категории раздела
Религия [9]
Криминал [4]
О дятельности правоохранительных органов
Экономика [3]

Наш опрос
Есть польза для Ботлихцев от военного городка?
Всего ответов: 81

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Общество » Религия

Медресе в Боснии (часть 2)
МЕДРЕСЕ «ОСМАН ЭФЕНДИ РЕДЖОВИЧ» В ЧАЯНГРАДЕ

Медресе «Осман эф. Реджович» является самым молодым из шести боснийских ныне действующих медресе. Оно находится в городке Чаянград, неподалёку от города Високо. Это Медресе начало работать в 1992/93 учебном году. До сих пор Медресе окончило около 750 учеников, а в данный момент в нем учится 250 учеников и учениц. В 2004 г. Медресе получило статус государственного учреждения.
Благодаря молодому и высококвалифицированному воспитательно-образовательному персоналу Медресе со своим современным школьным зданием, мечетью, амфитеатром и общежитием - даёт возможность ученикам сформироваться цельными и здоровыми личностями, являющими собою фундамент исламской общины и общества в целом.

Фото медресе в Чаянграде.
Медресе носит своё имя в честь выдающегося алима Османа-эф. Реджовича. Теперь здесь слышен школьный гул, голоса учеников, прибывающих в Високские края, как и во времена Османа-эфенди, но на этот раз из намного более далёких мест. Жажда знаний привела их к источнику, который в давнем 1928-ом году выкопал Осман-эфенди.
Осман-эфенди Реджович (1884 - 1935), был истинным алимом, алимом и в религиозных, и в светских областях знания, в особенности в шариатском праве (фикх) и шариатском наследственном праве (фера'ид), а из светских наук - особенно хорошо знал математику, в первую очередь - сферическую тригонометрию.
Вокруг него собралось вначале несколько учеников, а затем число учеников росло, приезжали и ученики издалека. Его поведение и его отношение к людям остались примером для всех, они как сабля рассекали всякие колебания, и он с лёгкостью привлекал сердца к исламскому образу жизни.
Когда Осман эф. Реджович умер, в 1935 г., он был похоронен в Грачанице, а надпись на его могиле написал на турецком языке, в стихах, хаджи Муй-ага Мерхемич, его близкий друг. В переводе она гласит: « ... Эта надпись ясно говорит о том, насколько хаджи Муй-ага ценил его моральную чистоту и образованность. Осман-эфенди не оставил после себя материальных богатств, но после него осталось нечто намного более ценное и продолжительное: зерно ислама, зерно, из которого, среди прочего, выросло и наше медресе, наши ученики ... ».

МЕДРЕСЕ «ДЖЕМАЛУДДИН ЧАУШЕВИЧ» В ЦАЗИНЕ

Медресе в Цазине построено в 1867 году из дерева. Оно было сожжено австро-венгерскими оккупантами из-за вооружённого отпора оказанного оккупантам этим городом. Вновь оно было построено, на этот раз из камня, в 1890 году. Медресе работало до 1918 года, когда вынуждено было остановить свою работу из-за недостатка материально-финансовых средств. После прихода к власти коммунистов в 1945 году медресе было отнято у Исламской общины, как это произошло и вообще со всем вакуфным имуществом в Боснии. Вновь медресе было открыто в 1993 году, во время страшной агрессии на Боснию и боснийских мусульман (бошняков), когда эта область была изолирована от всех частей Боснии.
Медресе получило имя известнейшего алима этой области (Бихачское муфтийство) - Джемалуддина Чаушевича, который был в свое время Рейсул-улемой.

Медресе в Цазине.

В медресе теперь имеется два отделения - мужское и женское. На каждое ежегодно поступает по 100 учеников. Выпускники медресе получают специальности: имам, хатиб и му'аллим. С момента возобновления работы медресе, за последние 15 лет, медресе окончило около 600 учеников.

Медресе в Цазине.

Медресе в Цазине.

ГАЗИ ХУСРЕВ-БЕГОВО МЕДРЕСЕ В САРАЕВО

Гази Хусрев-бегово медресе - это старейшее воспитательно-образовательное учреждение в Боснии и Герцеговине и одно из редких в мире которое непрерывно работает уже 470 лет. Оно основано 8 января 1537 г. Его основатель - внук турецкого султана Баязета II, самый знаменитый наместник и благотворитель Боснии Гази Хусрев-бег, чей вакуф является непрекращающейся, постоянной организационной и программной основой работы этой школы. Благодаря мудрому и дальновидному завещанию Гази Хусрев-бега преподавать в медресе кроме духовных и традиционных наук, «и другое, что понадобится, с учётом обычаев и места», Гази Хусрев-бегово медресе всё время своего существования была в полном научно-педагогическом контакте с теми условиями и с тем временем, в котором действовало. Гази Хусрев-бегово медресе окончило несколько тысяч боснийских алимов, имамов, хатибов, му'аллимов, муфтиев, хафизов, а также и известных философов и учёных.
Гази Хусрев-бегово медресе в Сараево.
В настоящее время Гази Хусрев-бегово медресе, как и другие медресе, имеет статус средней специальной школы и действует как единая школа с мужским и женским отделениями. Школа - интернатного типа, и как правило, все ученики проживают в интернате. Это облегчает им, помимо посещения обычных занятий, участие в различных секциях, клубах и кружках. Наиболее успешными среди них являются секция хора у которой есть десяток снятых видео- и аудиокассет илахий и касидов, и газета Замзам, которая без перерывов выпускается с 1968 года.

На главной странице сайта Гази Хусрев-бегова медресе (www.medresa.ba) помещено вот такое, можно сказать поэтическое описание истории медресе (автор этого текста своего имени не оставил), которое дословно, ничего не пропуская и не меняя, переведу здесь в завершение всего обзора.

«Гази Хусрев-бегово медресе - это не только школа и тем более - не обычная школа. Три имени оно носило в течение минувших столетий (Селджукия, Куршумлия и Газиево), но всегда свой интернациональный характер сохраняло. Он виден в его строителях, учителях и учениках. По пяти показателям Гази Хусрев-бегову медресе принадлежало и принадлежит первенство среди остальных медресе Европы: по своему основателю; по своему зданию; по своей программе; по своим преподавателям; и по своим ученикам.

Основатель этого медресе - сын боснийского дворянина Ферхат-бега и дочери османского султана Селджуки. Одарённый от природы, какими бывают дети этой земли, он получал образование в элитных школах и дружил с принцами. Обширные знания, доказанная храбрость и благородное сердце позволили ему осуществить успешную карьеру бега, приобрести большую славу гази, оставить неизгладимый след в истории как вакиф: будучи санджак-бегом он управлял Албанией, Сербией и Боснией; прославился как герой в Черногории, Венгрии и Хорватии; как вакиф возводил мечети, мосты, школы и библиотеки, а всё своё имущество в Боснии, Славонии, Далмации и Греции как благотворитель оставил народу. Так Гази Хусрев-бег дал мощный толчок развитию религиозной, экономической и культурной жизни этого города, этой страны и этого народа.

Здание Гази Хусрев-бегова медресе задумано как поливалентный и репрезентативный объект, в котором центральная часть выделена помещениям для преподавания, а ряд «крыльев» предназначены для жилья. Решением самого основателя медресе построено в самом сердце сараевского городского центра, а проектирование здания доверено ведущему в ту эпоху архитектору Османской империи персу Аджему Эсиру Али.
По его чертежам медресе строили дубровницкие мастера из боснийского камня. Компактное, стройное и монументальное строение достроено в 1537 году стало и остаётся до сих пор одним из символов Сараево. Все позднее пристроенные части и все ремонты опирались на первоначальную идею и стиль.

Программа Гази Хусрев-бегова медресе, со времени его основания в 1537 году до нашего времени был моделью в соответствии с которой создавались программы других медресе. Концепция такова, что охватывает изучение традиционных и рациональных наук, что давало возможность ученикам приобретать теологические, философские, правовые, филологические и естественно-научные знания. Гази Хусрев-бег сам предусмотрел возможность пополнения основной программы согласно новым требованиям и потребностям нового времени и людей.

Преподаватели Гази Хусрев-бегова медресе отбираются по строгим критериям, которые в основополагающем документе (вакуфнама) прописал лично Гази Хусрев-бег, и включающие профессионализм, педагогический опыт и человеческие качества. На очень ответственное, престижное и, из-за высокой заработной платы, привлекательное преподавательское место был большой конкурс. Его получали наилучшие. Между ними были арабы, турки, албанцы и конечно больше всего боснийцев.

Ученики Гази Хусрев-бегова медресе по решению его основателя имели современное преподавание, уважаемых преподавателей, комфортные условия жизни и здоровое питание. Имея высокие стандарты и старательно учившись, они достигали высокого положения в обществе. Они становились: судьями, имамами, муфтиями, рейсу-л-улемами; преподавателями, учёными, академиками; градоначальниками, дипломатами, министрами и государственными деятелями.»

При составлении обзора использовались материалы сайтов боснийских медресе:

Бехрам-бегово медресе в Тузле
Караджоз-бегово медресе в Мостаре
Медресе Элчи Ибрахим-паши в Травнике
Медресе «Осман эф. Реджович» в Чаянграде
Медресе «Джемалуддин Чаушевич» в Цазине
Гази Хусрев-бегово медресе и
http://www.rijaset.ba/index.p....mid=222
Сайт Исламской общины Боснии и Герцеговины

Гаджиева С.Г.

Категория: Религия | Добавил: Соня (07.01.2009) | Автор: Гаджиева С.Г. E
Просмотров: 1219 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
0  
3 Соня   (14.01.2009 21:07) [Материал]
Магомеднур, это так; но у нас свои преимущества.
Основы минно-подрывной деятельности в эти традиционные медресе не пронесут, действительно. Я думаю что в Боснии сильная исламская традиция, в частности из-за своей непрерывности. Даже в эпоху "коммунистического режима" был в 1974 году открыт в Сараевском университете Факультет исламских наук, который всё это время, больше 30 лет, выпускал специалистов, поэтому я думаю, что это всё в надёжных руках, Гази Хусрев-бегово медресе тоже не переставало работать.
(Почему я говорю "непрерывная" - у нас тоже вроде была непрерывная, но всё же разница есть, я вижу как в Боснии много выпускалось литературы в прошлые времена, совершенно непрерывная традиция учебников всех видов и по всем дисциплинам, и другая исламская литература. Мне довелось один раз говорить с зам. главного имама Джума-мечети в Махачкале, это было в 2003 году. Я не знаю как сейчас, но тогда он сказал, что ситуация с исламской литературой (на русском языке) слабая. Это следствие и длительного перерыва в традиции и плюс к тому до 1917 г. такая литература придерживалась арабского языка, зачем ей был русский язык. В Боснии же это совсем по-другому, нужные книги были у них и до 1945 г. на своем языке, и теперь еще они доступны всем людям, так что есть и старые, и новые книги.)

Но всё же, вижу теперь, что ситуация и в Боснии непростая. А информироваться по этому вопросу сложно, т.к. ничему не поверила из того что до сих пор прочитала, на днях. В российских газетах информация об этом идёт с сербской стороны, доверять невозможно. Но конечно заставляет задуматься.
Свое видение этих проблем излагает в интервью одной боснийской газете Джевад Ходжич, преподаватель ахлака Ф-та исламских наук Сараевского ун-та, я главные моменты из него собираюсь перевести на днях.


0  
2 Соня   (14.01.2009 20:55) [Материал]
Почему-то выше ссылка Бехрам-бегово медресе не открывается. Не хочу сам текст трогать. Ещё раз:

Бехрам-бегово медресе в Тузле


0  
1 magnum-dag   (14.01.2009 07:54) [Материал]
О таких учебных заведениях нам приходится мечтать. Если даже выделят деньги, строители разворуют. Муалимы перегрызутся между собой в споре "кто важней?"Найдутся и такие которые вместо изучение наук захотят пронести туда основы минно-подрывной деятельности. А учебные классы за неделю изгадят.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Облако тегов

    Слайд-шоу

    Youtube

    Copyright MyCorp © 2024