Ботлих Вторник, 26.11.2024, 15:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

Категории раздела
Религия [9]
Криминал [4]
О дятельности правоохранительных органов
Экономика [3]

Наш опрос
Есть польза для Ботлихцев от военного городка?
Всего ответов: 81

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Общество » Религия

Медресе в Боснии (часть 1)

г. Цазин.Медресе "Джемалуддин Чаушевич"

Следующая ступень, которую проходят уже не все, а лишь ученики, желающие получить углублённые знания по исламу - медресе, при которых дети, приезжающие учиться, живут в интернате. Условием для поступления в медресе, как и в любую другую (общеобразовательную или специальную) школу в Боснии, является завершение «основной» т.е. 8-летней школы. Важнейшей целью медресе является дать своим ученикам исламское воспитание, и как можно более широкие общие знания, глубокие знания по специальности и трудовые навыки.

Выпускники медресе могут работать в качестве имама или му'аллима или му'аллимы или работать в области да'вата. Кроме того выпускники могут продолжить дальнейшую учёбу и поступать в любые высшие учебные заведения, причём как на факультеты исламской теологии (Факультет исламских наук в Сараево, Исламские педагогические факультеты в Зенице и в Бихаче), так и на любые другие факультеты. Многие выпускники медресе своё образование продолжают за границей, как на Западе, так и на Востоке.

Учебная программа медресе охватывает специальные и общеобразовательные предметы: кирает (чтение Корана), тафсир (толкование Корана), фикх (исламское право и правила), акаид (исламское вероубеждение), хадис (речь и практика Посланника Мухаммада а.с.), ахлак (исламская мораль и поведение), история ислама, боснийский, арабский и английский языки, математика, физика, химия, биология, социология, философия, логика, психология, педагогика, история, география, информатика ... . Такая учебная программа широко открывает выпускникам медресе врата любых факультетов в стране и за рубежом, к которым у них возникнет интерес и склонность.

Структура учебной программы по исламским предметам (на примере Медресе в Цазине):


Ахлак: 2 ч. в неделю, 70 ч. в год - изучается 2 года (1-2 класс);


Акаид: 2 ч. в неделю, 70 ч. в год - изучается все 4 года;


Хадис: изучается в 3-4 классах, всего - 100 ч.


Кирает: 1-2 классы - по 3 ч. в неделю, по 108 ч. в год; 3-4 классы - по 2 ч. в неделю, по 70 ч. в год.


Тафсир: изучается в 3-4 классах, всего - 100 ч.


Фикх: все 4 года - по 2 ч. в неделю, по 70 ч. в год.


История ислама: изучается 3 года (1-2-3 классы), по 70 ч. в год.


Арабский язык: по 3 ч. в неделю, по 100 ч. в год - все 4 года.

Среди многих задач воспитательно-образовательной деятельности, например медресе «Джемалуддин Чаушевич» в Цазине, перечисляются следующие:


- развитие исламского гуманизма, являющегося условием для приведения в равновесие личных и общественных интересов на основе учения Корана;


- развитие у учеников сознания своей принадлежности к определённому культурному пространству и открытость по отношению к другим культурам;


- развитие сознания об ответственности за своих близких, за дом и семью, за свой народ, его духовность, традиции, язык и родную землю, с полной толерантностью к другим народам и их культурной и духовной идентичности;


- бережное хранение исторической памяти и сознания специфичности исторического опыта, приобретённого в мультирелигиозном, полиэтническом и поликультурном окружении.

Перед Второй мировой войной в Боснии было 33 медресе, а после войны лишь одному из них, Гази Хусрев-бегову медресе в Сараево, было разрешено работать, оно существует и работает по сей день.


Еще с самого ухода турков с Балкан и установления австро-венгерской власти в 1878 г., и затем создания Королевства Югославия, а особенно установления власти коммунистов после Второй мировой войны, систематически велась работа по уничтожению мусульманского духа, а среди прочего и путём закрытия медресе, для того чтобы мусульмане не могли получать религиозное образование. В то время в Боснии было закрыто 32 медресе, которые были центрами, объединявшими и обучавшими мусульманскую молодёжь.


В настоящее время всего в Боснии и Герцеговине имеется шесть медресе: Гази Хусрев-бегово медресе (Сараево), медресе Элчи Ибрахим паши (Травник), Бехрам-бегово медресе (Тузла), Караджоз-бегово медресе (Мостар), медресе «Осман эфенди Реджович» (Чаянград), медресе «Джемалуддин эф. Чаушевич» (Цазин).

БЕХРАМ-БЕГОВО МЕДРЕСЕ В ТУЗЛЕ

Бехрам-бегово медресе в Тузле - самое старое образовательное учреждение в северовосточной Боснии и одно из старейших медресе Боснии и Герцеговины. Исторические источники указывают, что работа его началась до 1626 г. Здание медресе было в XIX в. построено в арабском стиле, и в течение своей истории неоднократно достраивалось и реставрировалось.
Перелом в работе медресе произошел в 1922 г., когда его управителем становится хафиз Салих Сивчевич. Он провёл реформы с целью улучшить работу медресе, а самые важные из них следующие:
- вводится разделение детей на классы, вначале на два класса (в 1923 г.), а позже - на пять классов;
- в учебном году 1923/24 ремонтируется здание медресе и в нем размещается интернат для учеников;
- в учебную программу вводятся светские предметы;
- с 1923 г. вводится приёмный экзамен по кираету, и условием принятия в медресе ставится окончание начальной восьмилетней школы;
- в 1924 г. формируется библиотека.

Работа медресе в соответствии с этим новым устройством продолжалась вплоть до остановки его работы 15 января 1949 года. Учебный план и программа постоянно совершенствовались, результатом чего стало и повышение интереса учеников к поступлению в медресе.
Перед Второй мировой войной в Медресе было в общей сложности 20 помещений, в которых могли разместиться 120 учеников. В преподавании использовалось более 100 учебников, изучалось 25 учебных предметов. Медресе работало и в течение войны, но в очень тяжелых условиях.
Важным свидетельством о качестве образования является сообщение хаджи Мехмед Ханджича, что выпускники этого медресе были хорошими знатоками арабского языка. В течение 323 лет работы Медресе (1626-1949) его преподавателями были известные алимы этого края.

В учебном году 1948/49 ученикам после возвращения с зимних каникул 15 января было сообщено, что работа Медресе прекращается. Тогда в Медресе училось около 100 учеников. Из этого числа 24 ученика продолжили образование в Шариатской правовой школе в Сараево и некоторые стали судьями. Здание медресе было разрушено в 1974 г. От него оставили только ворота, которые были реставрированы в первый раз в 1975 г., а потом в 1990 и в 1997 гг.

Тузла. Сохранившиеся ворота старого медресе.
После 44 лет перерыва работа Медресе была возобновлена в 1993 г. Приёмные экзамены прошли 28 августа, а преподавание началось 6 октября 1993 года. Занятия, организованные в арендованных помещениях, начали посещать 77 учеников и 40 учениц.
В 1994 г. Медресе преселилось в реставрированное здание, помещения которого были приспособлены к его потребностям. Комплекс Бехрам-бегова медресе в Тузле сегодня состоит из школьных, интернатских зданий, вакуфного объекта и новой мечети.

Медресе в Тузле: Новая мечеть.

Тузла. Выпускники перед зданием медресе.

КАРАДЖОЗ-БЕГОВО МЕДРЕСЕ В МОСТАРЕ

Мостар.
В Мостаре некогда было 11 медресе, которые представляли собой учреждения высшего образования того времени. Старейшее и самое известное среди них было Караджоз-бегово медресе. Его основатель Мехмед бег Заим, сын Сеадета, был родом из села Потоци, рядом с Мостаром. В городе Мостар он был известен как Караджоз-бег. Этот эпитет он получил из-за своего незаурядного, красивого внешнего вида (караджоз - черноокий). Из его вакуфной грамоты («вакуф-намэ») о строительстве медресе 1557 г. мы узнаём что он был братом известного визиря Рустем-паши. О строительстве и начале работы этого медресе имеется много данных.
Медресе построено во дворе одноимённой мечети (Караджоз-беговой).

Мостар. Караджозбегова мечеть (1557 г.)

В медресе были помещения для учеников, библиотека и зал для занятий. Перед медресе находились терраса и просторный двор. Караджоз-бег в целях его содержания завещал 100 000 дирхемов, которые сдавались под процент 12%. Эти средства тратились на финансирование учеников и преподавателей (мудерисов). Мудерис получал заработную плату 20 дирхемов за день, ученики получали 3 дирхема, а дворник (он же истопник) - 1 дирхем в день. Эти данные показывают, сколько внимания, заботы уделялось обучению и знанию в ту эпоху.
Караджоз-бегово медресе за время своего существования дало много известных алимов в области исламских наук, литературы, философии и др. Караджоз-бегово медресе без перерывов работало до 1918 г. Всё же его работа была прекращена, и врата этого прославленного воспитательно-образовательного учреждения остаются закрытыми последующие 77 лет.
После освобождения города Мостар от сербско-черногорских агрессоров в 1992 г. Муфтийство Герцеговины и исламская община в координации с Культурным кругом мусульман, выполняли объёмные работы по возобновлению работы Караджоз-бегова медресе. Однако события, которые последовали 9 мая 1993 г., прервали эту деятельность. Идея, наконец, была реализована в 1995 г., после прекращения агрессии ХВО (HVO - Hrvatsko vijeće obrane - Хорватский совет по защите - вооруженные силы хорватского народа в Боснии и Герцеговине во время войны в Боснии и Герцеговине).
Таким образом, по прошествии 77 лет на школьные скамьи старейшего мостарского медресе восхищённые ученики сели только в 1995 году. Первое послевоенное поколение (354-ое со времении основания медресе) насчитывало 39 учеников.
Первое время уроки проводились в зале Муфтийства, затем работа была продолжена в одной из мечетей города. Торжественное открытие нового помещения проведено 29 августа 1997 г., а с 1 сентября начались занятия. Здание находится в самом центре города, на левом берегу реки Неретвы.
Мостар. Караджоз-бегово медресе.
Позже для учеников, которые не из Мостара, построен и интернат. Наибольшая заслуга в реактивировании работы медресе принадлежит двум мостарцам: муфтию Герцеговины Сейиду эф. Смайкичу и первому директору медресе магистру Салиху эф. Чолаковичу.
Здесь можно посмотреть очень красивую фотографию Караджозбегова медресе, на которой виден и известный мостарский мост через р. Неретву (9-ая фотография).

МЕДРЕСЕ ЭЛЧИ ИБРАХИМА-ПАШИ В ТРАВНИКЕ

Медресе Элчи Ибрахим-паши основано в далёком 1705 году, в эпоху, когда Босния была под управлением Османской Империи. Его основаватель Элчи Ибрахим-паша - один из визирей, проживавших в Травнике (бывшем в то время столицей Боснии) и управлявших Боснией. В Травнике некогда было три медресе, и медресе Элчи Ибрахим-паши - старейшее из них и единственное сохранившееся до нашего времени. Ибрахим-паша был родом из Турции, очень хороший дипломат, из-за чего и получил имя Элчи - «миротворец», а в первую очередь он был хорошим верующим и благотворителем, положившим вакуф в те времена, кроме Медресе, ряда объектов религиозного и экономического характера, которые дополняли обеспечение этого Медресе, но которые (кроме Медресе) к сожалению не сохранились до нашего времени.
Здание Медресе 1705 г. было разрушено, когда в 1892 г. строили железную дорогу через Травник, но австро-венгерские власти тогда же, в 1892-1895 гг., в качестве возмещения за разрушение того здания построили нынешнее здание Медресе, которое больше, чем прежнее.

Фотография с открытия нового корпуса медресе в 1895 г.

С тех пор преподавание велось в нынешнем здании Медресе вплоть до 1941 г., когда из-за военных обстоятельств оно было перемещено в другое место, до 1943 г.
После окончания Второй мировой войны и установления коммунистической власти, Медресе была запрещена дальнейшая работа, как это было и со многими другими медресе в Боснии.
Здание Медресе в течение периода после Второй мировой войны до его повторного открытия (1994 г.) использовалось в разных целях: дом для старых и немощных людей, психиатрическая больница, место где собирались бездомные, а затем было полностью заброшено и оставлено гнить и разрушаться. Одно время даже предлагалось его полностью срушить.
В 1994 г. начались работы по ремонту здания и возвращению здания той цели, ради которой оно было изначально построено. За короткое время удалось отремонтировать здание и приобрести необходимую мебель как для учебных, так и для спальных комнат и для остальных помещений. Было принято 96 учеников в первый класс, и учебный процесс начался, и таким образом в октябре 1994 года возобновило работу это Медресе, после 53-летнего перерыва. Все принятые ученики устроены в здании Медресе, где они и посещают занятия, и живут.

Медресе в Травнике. Корпус, в котором живут ученицы.

С учебного года 2004/05 впервые в истории медресе Элчи Ибрахим-паши были открыты классы для учениц. В связи с этим возникла необходимость в дополнительных помещениях, и в строительстве нового корпуса. Администрация медресе постоянно предпринимает действия для решения этой проблемы.

Категория: Религия | Добавил: Соня (05.01.2009) | Автор: Гаджиева С.Г. E
Просмотров: 1042 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0  
2 Соня   (06.01.2009 19:36) [Материал]
Магомеднур, сама я врядли отвечу тебе на эти вопросы, потому что я тут мало слышала об этом. Но я разузнаю об этом. Думаю, что находясь в самой Боснии человек может иметь лучше представление об этом. А здесь, впечатление такое, что эти вопросы не особенно актуальны, т.е. о салафитах практически ничего не слышу. И о тарикате тоже.
Конечно, у бошняцкой общины в Загребе своя специфика (по сравн. с бошняками живущими в Боснии), как и вообще у эмигрантской среды, т.е. для них чрезвычайно важно единство, они находятся в ситуации когда нужна серьёзная сила характера чтобы вообще просто заявлять о своей исламской и боснийской идентичности, они должны вести нешуточную борьбу чтобы их дети не растворились в общей массе. Мусульман (разных национальностей - боснийцы, албанцы, черногорцы, арабы ...) в Хорватии 1, 3% (в Загребе - 2%). А большинство не видит причины создавать себе лишние проблемы и поэтому забывает о своих корнях. Так, например, в исламский центр в Загребе на занятия в мектеб ходит чуть больше 400 детей, из 800-тысячного города (в котором живет 16 тысяч мусульман). Поэтому те кто всё же хранит исламские традиции, одновременно заботится и о согласии и единстве внутри исламской среды, стараясь не акцентировать внимание на расхождениях, а наоборот. Здесь в этом плане "не до жиру - быть бы живу", в то время как в самой Боснии наверное по-другому.
Когда я читаю боснийские журналы, редко вижу даже упоминания о салафитах в каком-либо контексте. Например, в Боснию конечно вся гниль из Европы быстрее доходит чем в Дагестан, и недавно был большой шум в обществе связанный с тем, что представители нетрадиционных ориентаций, проще говоря голубые решили в самом центре Сараево провести свой парад, но мусульманская молодежь сорвала этот парад, причём полностью. Об этом была статья в "Новых горизонтах", и автор возмущался тем, что в боснийском обществе поддакивают этим веяниям моды, боясь больше всего на свете прослыть несовременными, "отсталыми". А о тех, кто сорвал парад, он пишет "наши братья, которых общество для того чтобы их оскорбить называет "ваххабитами" ". Так что в этом случае речь шла о людях, которые не позволили морочить себе голову псевдолиберальными лозунгами.

0  
1 magnum-dag   (06.01.2009 16:16) [Материал]
Обширная и полезная информация, Соня. Хотелось бы узнать как проявляется в Боснии салафитское течение в Исламе? Есть ли там последователи тариката? Как там толкует понятие джихада?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Облако тегов

    Слайд-шоу

    Youtube

    Copyright MyCorp © 2024