Уважаемый муфтий, как Вы восприняли инициативу по проведению данного
симпозиума, и что он, по сути дела, значит для балканских мусульман?
Балканы - это очень важный регион. После ухода Османской империи с
Балкан мусульмане, живущие там, забыты. После всего, что тут
происходило, мы наконец должны организованно и систематически что-то
сделать для себя. Мы на Балканах имеем свои обязанности, а у мусульман
в Турции - свои обязанности и по отношению к себе, и по отношению к нам
- балканским мусульманам. Иншаллах, каждый из нас свои обязанности
выполнит наилучшим образом. Проведение этого симпозиума, под
покровительством IHH - большой ишарет (жест, знак) для балканских
мусульман и большой шаг вперёд.
Болгарские мусульмане в 1989 г. уже в который раз претерпели изгнание.
С тех пор прошло почти 20 лет. Когда сравниваем положение болгарских
мусульман в то время с их сегодняшним положением, какими Вы видите
болгарских мусульман сегодня?
Я должен отметить, что проблема болгарских мусульман началась не в 1989
г. Она намного старше. Переселения и давления были не только в 1989 г.
Можно с уверенностью сказать, что в Болгарии после 1989 г. произошли
многие перемены. Речь идёт о пробуждении религиозного самосознания.
Мусульмане начали ходить в мечети; даже те, которые очень мало знали о
вере, стали стараться вернуться к своей вере и мусульманскому
самосознанию. Однако крах коммунизма мы встретили неподготовленными. Но
всё же с тех пор до сегодняшнего дня мы в Болгарии заново построили
много мечетей. Молодежь всё больше интересует вера, и она свою веру всё
больше изучает. Многие из них стараются воплощать ислам в своей жизни,
что я считаю исключительно важным качеством болгарской мусульманской
молодежи. Это нас радует, но это всё еще далеко от того что бы мы
хотели и как бы на самом деле должно было быть. У нас всё ещё есть
большие проблемы, о которых я говорил на только что проходившем
симпозиуме. Мы должны осознавать факт, что наш народ большую часть
своей жизни провёл в коммунизме, что оставило глубокие последствия,
особенно что народ был отгорожен от ислама. Много есть мусульман и
сегодня, которые безразличны к вере ислам. Сегодня мы сталкиваемся с
одним парадоксом, а именно, во многих случаях, дети изучают ислам и
соблюдают предписания ислама, а их родители - полные джахили, и у них
нет интереса к исламу. Есть и случаи, когда дети учат своих родителей
исламу, и они с помощью своих детей возвращаются к вере. С одной
стороны, грустно то, что родители понятия не имеют о вере, но
одновременно радует нас то, что молодёжь приняла со всей душой свою
веру - дини-ислам, что очень важно для нашего будущего. Инша-Аллах, мы
ожидаем блистательное будущее ислама на нашей земле.
Как исламская община Болгарии организована, каково её устройство?
После ухода османлиев из этого региона, шейху-л-ислам из Стамбула
основал в Болгарии учреждение под названием Главное муфтийство. В
условиях тех времён джамааты выбирали имамов, имамы - муфтиев, а муфтии
- главного муфтия. После избрания он получал меншуру (специальный
декрет) от шейху-л-ислама из Стамбула. После получения меншуры выбор
признавали государственные органы Болгарии, и так главный муфтий
начинал свою работу. Региональные муфтийства имели кроме религиозных и
судебные полномочия. Таким образом, споры в связи с никахом, разводом
брака, правом наследования и т.п. рассматривал муфтий. Одновременно,
все вакуфные имения принадлежали муфтийству. Такое положение было до
1951 г. когда вступил в силу Закон о гражданских делах. Тогда
полномочия, принадлежавшие муфтийствам, были у них отняты. Выживание
Главного муфтийства до сегодняшнего дня, даже на всём протяжении
времени коммунизма, показывает, что этот институт сильный и стабильный.
После краха коммунизма народ сильно сплотился вокруг муфтийств, и
сейчас у нас есть Главное муфтийство и Меджлиси-шура, т. е. два органа,
выполняющих свою работу. У нас есть 16 муфтиев и главный муфтий.
Работает около 1000 имамов. У нас есть 1400 мечетей и помещений для
моления. Около 2300 религиозных объектов закрыто из-за того, что не
хватает имамов.
В настоящее время работают три медресе и один теологический факультет,
чем мы пытаемся решить проблему религиозного кадра в стране.
Одновременно, мы стараемся путём отправления на повышение квалификации
в Турцию улучшать образовательную структуру имамов.
Сколько мусульман живет в Болгарии и сколько составляет в общей сложности население Болгарии?
По официальной статистике в Болгарии живёт около миллиона мусульман. По
нашим данным, нас около двух миллионов. Население Болгарии - немного
больше семи миллионов жителей.
Существует ли сотрудничество Исламской общины Болгарии с Исламской общиной Боснии и Герцеговины?
Организация исламской шуры для евразийских мусульман началась в
1994-1995 гг. в Турции. Заседания проводятся раз в два года, и мы на
них обсуждаем общие проблемы. В прошлом году в Софии проведён и съезд
главных муфтиев Балкан. На том съезде рейсу-л-улема Исламской общины
Боснии и Герцеговины не присутствовал, т.к. он был на каком-то другом
съезде. Инша-Аллах, на будущих съездах и он будет присутствовать. Такой
организацией мы стараемся помочь друг другу, или хотя бы информировать
друг друга о наших проблемах.
Вы когда-нибудь были с визитом в Боснии и Герцеговине?
Трижды - один раз до войны и два раза после войны.
Как Вы как верховный глава мусульман Болгарии смотрите на вступление
Болгарии в Евросоюз, и каким образом это отразится на положении
мусульман Болгарии?
Вступление Болгарии в Евросоюз - один из исключительно позитивных шагов
для нас. Прежде всего, нам облегчён контакт с мусульманами Европы.
Второе, что также исключительно важно для нас - в случае проблем мы
можем обратиться к европейским организациям и решать эти проблемы.
Позитивно и то, что Болгария скоро войдёт в Шенгенский договор. Мы
надеемся, что это произойдёт через два года. Тогда мы сможем ездить по
Европе без каких-либо документов, и это облегчит нам коммуникацию с
мусульманами, которые там живут. Мы планируем и обмен имамами с
Европой. Значит, их имамы будут приезжать к нам, а наши - к ним. Думаю,
что это будет очень полезно.
Каким Вы видите будущее мусульман на Балканах, и каковы шансы их развития в религиозном, культурном и национальном плане?
Мы никогда не теряли надежды на будущее. Прежде всего мы надеемся на
помощь Аллаха. Вместе с тем, мы не теряли и веру в себя. В конце
концов, мы живём на этой земле веками. Это наша страна, и мы не уйдём с
этого пространства. С помощью Аллаха и нашими всесторонними усилиями
мы, балканские мусульмане, будем всё сильнее, и поэтому нас Инша-Аллах
ожидают лучшие времена.
С Главным муфтием Болгарии беседовали: Рахман Адеми и Халил Мехтич (Rahman Ademi, Halil Mehtic).
Хорошо было бы, если на земле был один язык, одна раса, одна нация, одна религия, одно государство. Что бы придумало человечество, для того, чтобы отнять у одних и передать другим земли, недра, богатства? Наверное придумали бы градацию людей по цвету волос, росту, весу.
Соня, ни грузины, ни болгары (а тогда система была коммунистическая) - не могли этого сбе позволить без санкции и одобрения Политбюро, причем не республиканское ЦК или иной орган - именно ЦК КП СС и его политбюро! Может, как эксперимент они решили попробовать, но потом поняли что цена слишком высокая. В Болгарии многие семьи кончали самосожжением-поджигали дом и закрывались, предпочитая такую смерть, смене метрики. А аджарцы и сегодня особо не переживают, считают это ответ на тюркизацию в прошлом, восстановлением своей грузинской национальности и христианского вероисповедания. Грузины такие же как и мы ЛЮДИ, в большинстве своем они тоже хотят жить в мире и добрососедстве со всеми. Ведь и наши есть с признаками национальной неприязни, агрессивные, есть такие у любого народа.
Из этих двух примеров, Абдурашид, видно, что грузины и болгары страдают такой болезнью как религиозная и этническая нетерпимость, ксенофобия и шовинизм (не следует говорить обо всех, но - значит сильны такие настроения). Но не видна чёткая однозначная связь между коммунистической идеологией и этими болезнями. Потому что тогда бы везде, по всей территории СССР, значит и в Дагестане тоже, и у татар и т.д. - не могли бы давать мусульманские имена.
Грузины не оставляют никого в покое и в постсоциалистические времена.
Коммунисты подавляли религиозные проявления, в равной мере христианские и исламские, во имя своей идеологии и во имя кстати дружбы народов, не разделённых, не противопоставленных религиозными убеждениями. Не говорю, что правильно делали.
Вот из-за того что в Болгарии был такой беспредел с этими именами и т.д. - поэтому наверное они сегодня и говорят, что они с каждым днём всё сильнее, т.е. лучше чем было раньше. Мечетей столько, что не успевают имамов для них готовить. А так, силы конечно никакой особенной нет.
А в Болгаии все мусульмане были насильно "болгаризованы": под угрозой ареста или расстрела в течение суток всем вручили новые паспорта с болгарскими именами (Исмаил, к примеру, становился Анатолием) и ликвидировали проблему тюрков и мусульман. Это было в период правления твоих друзей (Магомеднура) коммунистов. (Опять скажешь, что все валю на коммунизм! Но это факт истории) То же самое было проделано в Аджарии (нынешней Грузии) в 1950-е годы - всем мусульманам вручили паспорта с иными фамилиями, именами и отчествами. Естественно, настоящими грузинскими. Похоже, братская болгария взяла пример с нас.
в чем сила - так и не понял. Смогли предотвратить беду сектоа Газа? Смогли обратить внимание мирового сообщества на проблему гибнущих под бомбами израиля детей и женщин? Все это болтовня. Надо реально что-то делать: создавать рабочие места, инфраструктуры, систему защиты нуждающихся (имею в виду людей с ограниченными возможностями и стариков с детьми). И что ХАМАС предлагает палестинцам? Рабочие места? Так они (палестинцы) торгуют на рынках Израиля или соседних стран. Или врачи работают в израильских больницах, а педагоги в израильских школах и получают з/п в шекелях. Лидеры же ООП на протяжении десятилетий ходят с протянутой рукой по всему миру, собирают деньги, затем воруют их - не боюсь греха - Арафат ободрал всех палестинцев на миллиарды долларов! Потому нет доверия и ХАМАСу. А Израиль надо ставить на место, но КАК?
Считаю объединение мусульман на Балканах на основе исламских ценностей нормальным и здоровым процессом. Главное, чтобы у мусульман Болгарии хватило терпения и мудрости не поддаваться провокационным действиям различных политических сил. А они обязательно найдутся, как нашлись у нас в Дагестане. Особенно опасно распространение религиозно-экстремистских взглядов салафитов, которые одержимы идеей вооруженого джихада вплоть до установления ислама на всей земле, что непременно приведет к войне на Балканах. Этого с нетерпением ждут определенные силы, и они будут активно способствовать разжиганию межконфессиональной и национальной розни на Балканах. Более того они дадут в руки мусульман оружие. А там, стоит появиться одной искорке и все это может взорваться и раскрутиться , принося огромные прибыли инвесторам.
Говоря, что Турции в этом вопросе надо проявлять предельную корректность и осторожность, думаю ты прав, Магомеднур; у тебя более широкий взгляд в этой области; я только увидела в происходящем ту положительную сторону, что так или иначе сделаны шаги для объединения мусульман этого региона, так как в результате их обмена опытом и информацией, возможны положительные сдвиги для них. А почему для такого объединения необходимо покровительство какой-то турецкой организации, почему самим не быть инициаторами этого, не знаю. Меня очень удивило то, что при таком огромном числе мусульман, на данный момент в Болгарии имеется всего лишь три медресе. Ведь с "краха коммунизма" прошло очень много времени - 18 лет, сослаться на коммунизм уже врядли можно. Но может быть тут сыграли свою роль те гонения и давления на мусульман, которые упоминаются муфтием, я не поняла точно, были ли они и в 1990-х гг. или только раньше.
Отрадно видеть, что возрождение Ислама на Балканах происходит безболезненно. Однако, активная роль Турции, здесь может, мягко говоря, смущать Правительство Болгарии. Обязательно возникнет вопрос: Не преследует ли Турция здесь корыстные цели? Корни ислама на Балканах уходят именно в Турцию. Деятельность некоторых турецких благотворительных исламских организаций в Дагестане скомпрометировала это движение. ФСБ разоблачила причастность ряда представителей этих организаций к разведывательной деятельности, и они были высланы из страны. Кроме того в Турции имеются силы, которые под предлогом возрождения ислама преследуют цели пантюкизма. Поэтому думаю, что Турции в этом вопросе надо проявлять предельную корректность и осторожность. В противном случае это может иметь последствия, аналогичные событиям на Северном Кавказе.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]