Ботлих Вторник, 26.11.2024, 20:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

Категории раздела
Государство [14]
Вопросы государственной политики
Республика [8]
Политические вопросы Республики Дагестан
Ботлих [11]

Наш опрос
Как вы поступите, если НАТО(США) нападет на Россию
Всего ответов: 60

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Политика » Ботлих

Статья Магомедбековой Загидат Магомедовны "БОТЛИХСКИЙ ЯЗЫК"
3. М. Магомедбекова

БОТЛИХСКИЙ ЯЗЫК

1.1.0. Общие сведения.

1.1.1. Б. я. – буйхалъи миЦIи//буйхадалъи миЦIи, (авар. балъхъадерил маЦI, груз. botlixuri ena. Самоназвание (этн.) буйхади ‘ботлихцы’.

1.1.2. Б. я. входит в андийскую подгруппу аваро-андо-цезской группы дагестанских языков.

1.1.3. Носители Б. я. проживают в сел. Ботлих и Миарсу (ботл. Буйхе и Килу) Ботлихского р-на Республики Дагестан. На Б. я. говорит около трех тыс. чел. (оценка).

1.2.0. Лингвогеографические сведения.

1.2.1. В Б. я. выделяют миарсинский говор. Его особенности незначительны (в основном, фонетического характера).

1.3.0. Социолингвистические сведения.

1.3.1. Б. я. – я. бытового общения. Ботлихцы двуязычны, владеют аварским. Распространено знание русского языка.

1.3.2. Б. я. – нелитературный.

1.3.3. Б. я. не преподается.

1.4.0. Б. я. – бесписьменный.

1.5.0. Периодизация истории не разработана.

1.6.0. Заимствованы союзы ва ‘и’, амма ‘но’.

2.0.0. Лингвистическая характеристика дается по материалу речи с. Ботлих.

2.1.0. Фонологические сведения.

2.1.1. Вокализм: гласные а, е, и, о, у; назализованные: Я, еу, V, Ы, уу (Ы – спорадически). Назализация вторична. В анлауте гласные начинаются с твердым приступом ъ. В середине слова гласные также разъединяются ъ: ба-ъ-и ‘чтение’, wа-ъ-а ‘ушел’.
Глухие аффрикаты имеют корреляцию “интенсивный-неинтенсивный”: Ц – ц, ЦI – цI, Ч – ч, ЧI – чI, С – с, Ш – ш, МЪ – лъ, Х – х. Звонкая аффриката дж встречается в заимствованных словах, где свободно чередуется с ж. Редко встречается звонкий спирант гI, фонологический статус которого сомнителен. Заметна тенденция к объединению фарингального и ларингального рядов спирантов. Неинтенсивная аффриката ц встречается редко. Для аффрикат характерна четверичная, для спирантов троичная системы. Латеральных четыре: МЪ, лъ, лI, кь. В заимствованных словах стечения согласных расщеп-ляются гласным.

 


Место
образования
 Способ образования
 Смычные Аффрикаты Спиранты


Соно-
рные

Звон-
кие
 Глухие

Звон-
кие
 Глухие

Звон-
кие
 
Глу-
хие

Аспи-
раты

Абру-
птив-
ные
 
Аспи-
раты
 
Абру-
птив-
ные
 Лабиальные бп
     w(в) м
 Дентальные дт
т1
  цц1
з
с
н
    интенсивные
     ЦЦ1
 С
 
 Альвеолярные   дж
ч
ч1
ж
ш
р
    интенсивные    Ч
Ч1
 щ
 
 Латеральные        лъл
    интенсивные     л1 кь МЪ
 
 Среднеязычные        хьй
 Заднеязычные гк
к1
      
    интенсивные  КК1
      
 Увулярные      гъ
х
 
    интенсивные    хъ
къ
 Х
 
 Ларингальные   ъ    гь
 

2.1.2. Ударение слабое, динамическое, подвижное. Место ударения часто обу-словлено морфологической структурой слова; при суф. -де ударение на финальном слоге (ъамбур-д2 ‘крыши’), при суф. -балъи – на предшествующем слоге (ъим1-балъи ‘отцы’). Во множественном числе в косвенных падежах имен существительных ударение не меняется: им. п. геде ‘кошки’, эрг.п. гед2-ди. В единственном числе при склонении ударение часто перемещается. Ударение обладает дистинктивной функцией: гь5кьу ‘сказал’, гьикьґ ‘сказав’; или же б2кьи ‘хлев’ – бекь5 ‘пахота’, масμ! ‘скажи!’ – мμса ‘сказал’.

2.1.3. Из фонетических процессов широко распространены б > м: бVса > миса ‘увидел’; р > н: рЯъа > наъа ‘ушли’. Ассимиляция: ав > о: хьуьав > хьуьо ‘хоро-ший’ (не систематически). В исходе слов, на стыке морфем происходит усечение слогов или же слияние и удлинение звуков: гьагъи ида > гьаИда ‘увидит’, гьикьу ида > гьикьУда ‘сказал’; е + а > Д//е: Сеъа > СД ‘впереди’; а + а > А: игьа ата ида > игьАт(а) ида ‘за-ставит сделать’. Регрессивная ассимиляция: МЪ > лъ: йаше-МЪи-лъи > йаше-лъи-лъи ‘девушки’ (род. п.), бм > мм: гъикIаб-ма > гъикIамма ‘придет?’; нб > м: къегьенбалъи > къегьемалъи ‘мешки’ (усечение и ассимиляция). В заимствованиях адаптация нехарактерных для Б. я. стечений согласных происходит посредством наращения гласных: шко-ла > ушкул, спичка > испишка, председатель > перседател. Фонологическое противопоставление “интенсивный-неинтенсивный” позиционно (перед согласными) нейтрализуется: ишхъе, бесхъе ‘назад’. Согласные К, КI, къ, кь, хь стоят вне корреляции, утратив не-интенсивные корреляты, но фонетически реализуются как интенсивные. 

2.1.4. Преобладающие модели слога: CV (ЦIе ‘гость’), CVC (ъоб ‘тот’, даб ‘тот (даль-ше)’). Характер cлогоделения CV-CV (ъи-ма ‘отец’, кIа-ту ‘лошадь’), CVC-CV (кIан-кIа ‘жеребенок’, ъиш-та ‘сколько’), CV-CVC (ъи-гьур ‘озеро’), CV-CV-CV (ЦIи-на-лIу ‘ко-за’). Стечения согласных редки. В инлауте один из согласных (как правило, первый) яв-ляется сонорным.

2.2.0. Морфонологические сведения.

2.2.1. Отмечаются фонемные структуры морфем: C, V, CV, CVC, Морфемы могут быть не только односложными. Деление на морфемы и слоги обычно не совпадает: им-у-х-а ‘к отцу’. На стыке морфем наблюдаются сандхиальные явления: выпадают как гласные, так и согласные, или же целые слоги – регъел ‘нога’, мн. ч. регъе-балъи, раша ‘сло-во’, мн. ч. раш-и-балъи, буйхалъи ‘ботлихец’, мн. ч. буйха-ди (см. также 2.1.3.).

2.2.2. Фонологическое противовоставление морфологических категорий не характерно.

2.2.3. Фонологические чередования редки.

2.3.0. Семантико-грамматические сведения: Б. я. агглютинативный, синтетический, с элементами аналитизма в глаголе.

2.3.1. е с и Семантико-грамматические разряды слов: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, имя числительное, глагол, причастие, наречие, союзы, послелоги, частицы. Б. я. богат причастными формами. Они образуются от всех временных форм (как положительного, так и отрицательного спряжения) посредством суффиксальных классных формантов. В причастиях также сохраняется оппозиция по одушевлнноти/неодушевленности. Суффиксальные форманты в прчастиях отра-жают класс определяемого слова (так же как и в прилагательных), а префиксальные – класс подлежащего или дополнения (в зависимости от переходности глагола). Настоящее общее время причастий образуется суффиксами -хаб/-лъаб: хъwарди-хаб, хъwарди-лъаб ‘пишущееся’, прош. время хъwард-аб ‘написанный’, буд. хъwар- ди-хоб ‘то, что напи-шется’; формы будущего времени с суф. -лъаб не отличаются от форм настоящего обще-го. Порядковые числительные имеют те же окончания, что и причастия настоящего вре-мени (-хоб/-лъоб): кIей-хоб ‘второй’, (неодуш.), кIей-лъоб (одуш.).
Наречия. Наречия места – бекьару ‘рядом’, ‘близко’, бехъутIу ‘вокруг’, гьину ‘внутри’, сеъа ‘впереди’ и др. Наречия места изменяются по локативным падежам: лок. гьикь-и ‘под’, ал. гьикь-а, эл. гьикьи-ру, транс. гьикьи-ку. Наречия времени: гьена ‘теперь’, ъелъел ‘сегодня’, суни ‘вчера’. Послелоги: -гъалу ‘для’, -дера ‘до’, -хинду ‘к’ (указывает направление), -Цуб ‘подобный’ (-б – изменяющийся классный формант), -санду ‘вместе’. Частицы: союз-частица: -ла ‘и’, ‘с’ присоединяется к каждому перечисляемому имени энклитически (има-ла ила-ла букв. ‘отец-и, мать-и’); -ла употребляется с разными частями речи; -да полифункциональная частица, образует форму абсолютива, в место-имениях служит частицей-определителем, в числительных – частицей собирательности; -кIвалала ‘-нибудь’; частицы -хула/-льила употребляются при вопросительных местоиме-ниях и наречиях. Частица -чIа ‘если не, кроме’, -ма вопросительная (бегъе-ма? ‘знает?’, бегъе-чIи-ма? ‘не знает?’). Вопросительные формы также имеют оппозицию по одушевленности/неодушевленности: ху-ма? ‘есть?’, -лъи-ма? Частица -ма может присоединять-ся к любой части речи, если в предложении нет вопросительных слов, -ми – вопроси-тельная частица обратного вопроса-уточнения: мин ишхъе wукIикIо-ма? ‘ты будешь до-ма?’, мин-ми? ‘я?’. Частица -хи со значением желательности обычно выступает в сочетании с вопросительными формами: игьикIама-хи ‘не сделает ли?’ (‘неужели?’).

2.3.2. Характерной для Б. я. категорией является грамматический класс. В ед. числе три класса: I кл. – названия людей мужского пола (аффикс w), II кл. – назва-ния людей женского пола (аффикс й), к III кл. относятся все остальные имена (аффикс б). Во мн. числе деление по признаку одушевленности/ неодушевленности передается префиксом р- и суффиксом -л; неодушевленность – префиксально и суффиксально -б. В ед. числе одушевленность можно выразить и формантом -лъи, например, при отрицании: wаЦи лъичIи ‘брата нет’ (ср. передачу неодушевленности – руша хучIи ‘дерева нет’). Форманты грамматического класса встречаются префиксально, суффиксально, инфиксально и префиксально-суффиксально. В именах существительных категория класса формально отражается в небольшом количестве слов: ед. ч. w-аЦи ‘брат’, й-аЦи ‘сест-ра’, б-агьа ‘детеныш’. В части прилагательных классных формантов нет: гьацIаХа ‘бе-лый’, гьирцIи ‘высокий’. В другой их части классные форманты появляются во всех по-зициях: префиксально-суффиксально – I кл. w-ечIухо ‘большой’, II кл. й-е-чIухай, III кл. б-е-чIуха; суффиксально – I кл. сур-о (о < ав), II кл. сур-а-й, III кл. сур-а-б ‘дурной’. Во мн. числе имена делятся на группы одушевленных (р-ечIуха-л) и неодушевленных б-ечIуха-б, где налицо префикс и суффикс б). В количественных числительных классные форманты налицо лишь в це-б ‘один’. В личных местоимениях III лица (по происхожде-нию – указательных) классные форманты суффиксальны. То же в указательных место-имениях (ъа-б ‘этот’, ъо-б ‘тот’) и притяжательных (ди-б ‘мой’, ду-б ‘твой’). В глаголе обычно классные форманты префиксальны: б-е-ти ‘оставлять’, б-у-кIи ‘быть’. В именах, образованных от глаголов, имеющих классные форманты, они префиксальны и суффик-сальны: б-укIа-б ‘бывший’. Если же в глаголе нет классных формантов, они здесь суф-фиксальны – хьwаро-б ‘написанный’. Классные форманты причастий cогласуются с оп-ределяемым словом. В глаголе они отражают дополнение (при переходных) или подле-жащее (при непереходных). Часть прилагательных изменяется по классам: б-ечI-ер ‘черный’, б-ахара ‘старый’ (б- – изменяющийся классный формант). Прилагательные, обра-зованные суффиксом -Суб, также имеют классные формы: гъикьи-Суб. Часть прилага-тельных лишена классных формантов: ирха ‘красный’, зукIу ‘маленький’. Классные форманты являются также формообразующими суффиксами: в родительном падеже суф. -б – изменяющийся классный формант. Классные форманты выступают и как суффиксы образования прилагательных и причастий и имеют слоговой характер: в-о-, в-у-, й-е-, й-и-. Слова, не имеющие в ед. числе классных формантов, лишены формы мн. числа (за исключением имени существительного). Личность выражается личными местоимениями (см. 2.3.6.).

2.3.3. Различаются два числа: единственное и множественное. В именах существи-тельных число передается суффиксами множественности -бальи -бдалъи, -далъи, -де, -е: ила ‘мать’ ~ мн. ч. ила-балъи, багьа ‘детеныш’ – мн. ч. багъ-е. В других частях речи число передается формантами грамматического класса, которые во мн.ч. отражают мно-жественность по признаку одушевленности: I кл. ду-w ‘твой’, II кл. ду-й, III кл. ду-б, мн. ч. одуш. ду-л, неодуш. ду-б; I кл. w-ехил-о ‘длинный’, II кл. й-ехил-а, III кл. б-ехило-б, мн. ч. одуш. р-ехила-л, неодуш. б-ехила-б (см. также 2.3.2.). В ед. числе одушевлен-ность передается аффиксом -лъи, неодушевленность – -ху: ваЦи ида-льима? ‘брат есть?’, году ида-лъима? ‘кошка есть?’, руша ида- хума? ‘дерево есть?’, макIwа ида-хума? ‘ме-сто есть?’, или же wаЦи лъи-чIи ‘брата нет’, руша ху-чIи ‘дерева нет’. Во мн. числе в словах с классными формантами мн. число одушевленных противопоставляется мн. числу неодушевленных: в классе одушевленных число передается префиксом р-, суффиксом -л: р-ахара-л ‘старые’, в неодушевленных – префиксом и суффиксом б: бахара-б; I кл. го-w ‘тот’, II кл. го-й, III кл. го-б, мн.ч. одуш. го-л, неодуш. го-б. В личных местоимениях при ден ‘я’, мен ‘ты’ во мн.числе различаются формы инклюзива илIи и эксклюзива ищи ‘мы’. Имена числительные количественные, кроме цеб ‘один’, оканчиваются на -да: кIе-да ‘два’, гьабу-да ‘три’, бугъу-да ‘четыре’, ищту-да ‘пять’, инлIи-да ‘шесть’, гьакьу-да ‘семь’, бикьи-да ‘восемь’, гьачIа-да ‘девять’, гьацIа-да ‘десять’. Далее имеем гьацIалъи цеб ‘одиннадцать’, кIецIа-лида ‘двадцать’, кIецIа-лильи цеб ‘двадцать один’, гьабущIалида ‘тридцать’, бешунуда ‘сто’, азаруда ‘тысяча’, азаручекIу цеб ‘тысяча один’. Счет десятичный. Сложные числительные строятся по-средством аффикса -чIекIу: бешуну-чIекIу ищтуда ‘сто пять’. Кратность образуется суф. -цIи, -рцIи: бугъу-рцIи ‘четырежды’, гьаб-цIи ‘трижды’.

2.3.4. В Б. я. многопадежная система. Различаются основные и локативные падежи. Основных падежей четыре: именительный – “чистая основа”; его основная функция – обозначение субъекта при непереходных глаголах и объекта при переходных. Эргативный падеж (суф. -ди) оформляет подлежащее при переходных глаголах, выступает также в функции инструменталиса. Родительных падежей два. Родительный I (мар-кируется изменяющимися классными формантами -б и др.) употребляется обычно в сло-вах I кл.; классные форманты согласуются с определяемым. Родительный II (суф. -ли) налицо в словах II-III кл. Дательный падеж (суф. -и) – падеж косвенного дополнения, а также падеж субъекта при глаголах чувства и восприятия. Склонение одно (его типы выделяются по косвенной основе). Суффиксы падежей в обоих числах едины. Лока-тивные падежи образуют шесть серий: I серия – нулевая морфема, передает значение “на”; II серия (-чI) – значение дативно-локативное; III серия (-х), значение “около”, “возле”; IV серия (-хъ) по значению совпадает с III серией; V серия (-лъ) – зна-чение “внутри”; VI серия (-кь) – значение “под”. Локативных падежей четыре: локатив -у, -и, -е (где?), аллатив -а (куда?), элатив -ру (откуда?), транслатив -ку (через что?). Эла-тив и транслатив проявляют тенденцию к нивелировке. Не все слова изменяются по всем сериям. Аффиксы серий присоединяются к косвенной основе.
Основообразующие аффиксы появляются в эргативе, или родитель-ном падеже: им. п. -ѓ, эргатив – основообразующий аффикс -а, -у, -и, -е, -щу-, -лъи-; ос-нову образует один из них плюс падежный суффикс. Атрибутивные имена склоняются при субстантивации. Их основообразующими аффиксами являются в ед. числе в I кл. -щу-, во II кл. -лъи-. Падежные аффиксы локативных серий: I серия – аллат. -а; лок. -у; элат. -у-ру; трансл. -у-ку; II серия – лок. -чIу, эл. -чIу-ру, тр. -чIу-ку; III серия – аллат. -х-а, лок. -х-е//-хи, элат. -хе-ру//-хи-ру, трансл. -хе-ку//-хи-ку, IV серия – аллат. -хъ-а, лок. -хъ-и, элат. -хъи-ру, трансл. -хьи-ку; V серия – аллат. -лIа, лок. -лI-и, элат. -лIи-ру, трансл. -лIи-ку; VI серия – аллат. -кь-а, лок. -кь-и, элат. -кьи-ру, трансл. -кьи-ку (см. также 2.3.1.). Личное местоимение ден ‘я’ в эргативном падеже имеет другую основу: им. п. ден, эрг. ишкур, род. диб; местоимения мин ‘ты’, бишти ‘вы’, илIи ‘мы’, ищи ‘мы’ не различают именительного и эргативного падежей. Посессивность выражается притяжательными местоимениями: диб ‘мой’, дуб ‘твой’, бищдиб ‘ваш’, экскл. ищиб, инкл. илIиб ‘наш’ и отгенитивными формами. Обстоятельственные значения передаются наречиями, лока-тивными конструкциями и послеложными формами. Послелоги: гъалу ‘для’, цуб ‘подобный’, хинду ‘к’.

2.3.5. Глагол изменяется по временам и наклонениям. Глаголы, имеющие класс-ные форманты, изменяются и по классам. Выделяются три основных времени: настоящее время, образуемое суф. -е (хъвард-е ‘пишет’, мас-е ‘рассказывает’); прошедшее время, образуемое суф. -а, -у (хъwард-у ‘написал’, мас-е ‘рассказал’), будущее время (суф.
страница 234:
-икIаб, где -б – изменяемый классный формант: хъwардикIаб ‘напишете’). К основным формам относятся также инфинитив (суф. -и/-й: хъwард-и ‘писать’) и масдар (суф. -р: хъwарди-р ‘писание’). Императив строится суффиксом -а при переходных глаголах и суф. -и при непереходных (хъwар-а! ‘напиши!’, бигъ-и! ‘стой!’). Условное наклонение образуется суф. -а-ла (хъwард-а-ла ‘если напишет’). Признак желательного наклонения – суф. -а-бу, -и-бу: хъwард-а-бу, хъwард-и-бе ‘да напишет’. Каузатив (понудительный залог) образуется с помощью суф. -а (хъwард-а-й ‘заставить написать’). Все формы времен и наклонений каузатива образуются регулярно. Имеются и аналитические формы каузатива с глаголом бигъи. Глагол не имеет личного спряжения. Переходность передается синтаксически (см. также 2.2.3.). Распространен аналитический способ образования времен и наклонений посредством глагола букIи ‘быть’ и ида ‘есть’.

2.3.6. Дейктические категории передаются местоимениями: личными – ден ‘я’, мин ‘ты’, илIи ‘мы’ (инкл.), ищи ‘мы’ (экскл.), бищти ‘вы’; указательными – гьаб ‘этот’, доб ‘тот’, гоб ‘тот’ (выше), гьогоб ‘тот’ (дальше). Наречия-указания: ъару ‘здесь’, ъуру ‘там’, гьалъа ‘тут’ Пространственную ориентацию передают указательные местоимения. Категория определенности реализуется частицей -ол, неопределенности – частицами -гIала, -хвала, -кIвала. Отрицательные формы образуются отрицаниями одуш. лъичIи и неодуш. хучIи. Отрицание гучIи употребляется в обоих случаях, независимо от одушевленности-неодушевленности. Формант отрицания -чI выступает в глагольных формах с разной огласовкой: хъwард-е-учIи ‘не пишет’, прош. вр. хъwард-и-чIа, буд. вр. хъwард-и-чIаб (см. также п. 2.3.1., 2.3.2.). Запретительное наклонение обра-зуется суффиксом -а-баси: хъwард-а-баси! ‘не пиши!’. Условное наклонение: хъwард-и-чIала ‘если не написал’.

2.3.7. Семантико-грамматические разряды слов см. 2.3.1. В именах существительных различаются категории класса (см. 2.3.2.), в небольшой группе слов – числа, падежа и одушевленности/ неодушевленности. Прилагательные, причастия, порядковые числи-тельные, местоимения изменяются по классам (кроме личных местоимений), числам. В прилагательных отражается одушевленность/неодушевленность, по падежам они изменяются при субстантивации. В прилагательных без классных формантов, классная соот-несенность устанавливается по определяемому. Часть глаголов изменяется по классам, числам (см. 2.3.2., 2.3.3.), временам и наклонениям. Неклассные глаголы изменяются по временам и наклонениям. Разряды местоимений: личные (см. 2.3.6.); притяжательные – диб ‘мой’, дуб ‘твой’, илIиб ‘наш’, ищиб ‘наш’, бищтиб ‘ваш’, гьощуб ‘его’ , гьолъилъи ‘ее’; указательные (см. 2.3.6.); вопросительные – I кл. ъе-w ‘кто’, II кл. ъе-й, III кл. ъе-б, мн. ч. ъеъо-л (одуш.), ъе-б (неодуш.); возвратные – I кл. гьи-w ‘сам’, II кл. гьи-й, III кл. гьи-б, мн. ч. гьо-л (одуш.), гьо-б (неодуш.). Неопределенные образуются от вопросительных посредством частиц -гIала, -хwала, -кIwала. Интенсивность и многократность передаются редупликацией основ.

Категория: Ботлих | Добавил: Соня (07.10.2008)
Просмотров: 823 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0  
2 Муртуз   (10.10.2008 22:34) [Материал]
Спасибо, Соня.
Ботлихский язык очень нуждается в поддержке со стороны науки. В настоящее время над составлением ботлихско-русского словаря работает учитель Ботлихской школы Магомед Абусов. Около 10 тыс. слов уже включено им в словарь.

Интуиция подсказывает, что тот самый праязык на базе которой возникли и сформировались андо-цезские языки, а возможно и другие, изначально локализовался на территории нынешнего Ботлиха, а затем по мере расселения представителей этого народа (носителей праязыка) по Западному Дагестану, происходило становление конкретно того или иного из этих языков.

Есть ощущения, что подлинная история ботлихцев целенаправленно замалчивается. с этим соглашаются все кто побывал в наших краях: других территорий, представляющих какую-либо стратегическую, геополитическую или иную ценность в различные истрические эпохи, в Западном Дагестане нет. Одновременно идет процесс создания псевдоисторических, социальных и политических условий для ассимиляции этого народа против их воли.

О целенаправленной фальсификации истории ботлихцев свидетельствуют, к примеру сведения из всевозможных Энциклопедий, что ботлихцы были "исламизированы в 16 веке, когда попали под влияние аварских ханов". Исламизация предполагает насильственное насаждение Ислама. Но не существет никаких научно-исторических фактов, которые позволили бы сделать такой вывод. В то же время, наличие могилы шейха Гъвалибаргана (современника шейха Абул Муслима) на одном кладбищ Ботлиха, говорит о проникновении Ислама в Ботлих в гораздо ранние времена.

Тоже самое можно сказать и по поводу сведений о том, что ботлихцы резали 6 козлят в качестве дани для аварского хана, если тот по пути в Буртию (область Чечни, примыкающая к территории нынешнего с.Ансалта Ботлихского района) останавливался в Ботлихе. Данная информация как робкая попытка продемонстрировать хоть какую-то власть аварского хана над ботлихцами, была "рождена" в 1939 году. Примечательно, что именно с этого года ботлихцев как и других представителей андо-дидойских народов, начали учитывать в составе аварцев. Видимо, надо было придумать хоть какой-нибудь повод для подобной механической "интеграции".


0  
1 magnum-dag   (08.10.2008 07:55) [Материал]
Очень интересноая статья. Думаю здесь многое могут узнать даже сами ботлихцы.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Облако тегов

    Слайд-шоу

    Youtube

    Copyright MyCorp © 2024