3. М. Магомедбекова БОТЛИХСКИЙ ЯЗЫК 1.1.0. Общие сведения. 1.1.1.
Б. я. – буйхалъи миЦIи//буйхадалъи миЦIи, (авар. балъхъадерил маЦI,
груз. botlixuri ena. Самоназвание (этн.) буйхади ‘ботлихцы’. 1.1.2. Б. я. входит в андийскую подгруппу аваро-андо-цезской группы дагестанских языков. 1.1.3.
Носители Б. я. проживают в сел. Ботлих и Миарсу (ботл. Буйхе и Килу)
Ботлихского р-на Республики Дагестан. На Б. я. говорит около трех тыс.
чел. (оценка). 1.2.0. Лингвогеографические сведения. 1.2.1. В Б. я. выделяют миарсинский говор. Его особенности незначительны (в основном, фонетического характера). 1.3.0. Социолингвистические сведения. 1.3.1. Б. я. – я. бытового общения. Ботлихцы двуязычны, владеют аварским. Распространено знание русского языка. 1.3.2. Б. я. – нелитературный. 1.3.3. Б. я. не преподается.
1.4.0. Б. я. – бесписьменный. 1.5.0. Периодизация истории не разработана. 1.6.0. Заимствованы союзы ва ‘и’, амма ‘но’. 2.0.0. Лингвистическая характеристика дается по материалу речи с. Ботлих. 2.1.0. Фонологические сведения. 2.1.1.
Вокализм: гласные а, е, и, о, у; назализованные: Я, еу, V, Ы, уу (Ы –
спорадически). Назализация вторична. В анлауте гласные начинаются с
твердым приступом ъ. В середине слова гласные также разъединяются ъ:
ба-ъ-и ‘чтение’, wа-ъ-а ‘ушел’. Глухие аффрикаты имеют корреляцию
“интенсивный-неинтенсивный”: Ц – ц, ЦI – цI, Ч – ч, ЧI – чI, С – с, Ш –
ш, МЪ – лъ, Х – х. Звонкая аффриката дж встречается в заимствованных
словах, где свободно чередуется с ж. Редко встречается звонкий спирант
гI, фонологический статус которого сомнителен. Заметна тенденция к
объединению фарингального и ларингального рядов спирантов.
Неинтенсивная аффриката ц встречается редко. Для аффрикат характерна
четверичная, для спирантов троичная системы. Латеральных четыре: МЪ,
лъ, лI, кь. В заимствованных словах стечения согласных расщеп-ляются
гласным.
Место
образования
| Способ образования
| Смычные | Аффрикаты | Спиранты |
Соно-
рные | Звон-
кие | Глухие | Звон-
кие | Глухие | Звон-
кие | Глу-
хие
| Аспи-
раты
| Абру-
птив-
ные
| Аспи-
раты
| Абру-
птив-
ные
| Лабиальные | б | п
| | | | | w(в) | | м
| Дентальные | д | т
| т1
| | ц | ц1
| з
| с
| н
| интенсивные
| | | | | Ц | Ц1
| | С
| | Альвеолярные | | | | дж
| ч
| ч1
| ж
| ш
| р
| интенсивные | | | | | Ч
| Ч1
| | щ
| | Латеральные | | | | | | | | лъ | л
| интенсивные | | | | | л1 | кь | | МЪ
| | Среднеязычные | | | | | | | | хь | й
| Заднеязычные | г | к
| к1
| | | | | | | интенсивные | | К | К1
| | | | | | | Увулярные | | | | | | | гъ
| х
| | интенсивные | | | | | хъ
| къ
| | Х
| | Ларингальные | | | ъ | | | | | гь
| |
2.1.2. Ударение слабое,
динамическое, подвижное. Место ударения часто обу-словлено
морфологической структурой слова; при суф. -де ударение на финальном
слоге (ъамбур-д2 ‘крыши’), при суф. -балъи – на предшествующем слоге
(ъим1-балъи ‘отцы’). Во множественном числе в косвенных падежах имен
существительных ударение не меняется: им. п. геде ‘кошки’, эрг.п.
гед2-ди. В единственном числе при склонении ударение часто
перемещается. Ударение обладает дистинктивной функцией: гь5кьу
‘сказал’, гьикьґ ‘сказав’; или же б2кьи ‘хлев’ – бекь5 ‘пахота’, масμ!
‘скажи!’ – мμса ‘сказал’.
2.1.3.
Из фонетических процессов широко распространены б > м: бVса >
миса ‘увидел’; р > н: рЯъа > наъа ‘ушли’. Ассимиляция: ав > о:
хьуьав > хьуьо ‘хоро-ший’ (не систематически). В исходе слов, на
стыке морфем происходит усечение слогов или же слияние и удлинение
звуков: гьагъи ида > гьаИда ‘увидит’, гьикьу ида > гьикьУда
‘сказал’; е + а > Д//е: Сеъа > СД ‘впереди’; а + а > А: игьа
ата ида > игьАт(а) ида ‘за-ставит сделать’. Регрессивная
ассимиляция: МЪ > лъ: йаше-МЪи-лъи > йаше-лъи-лъи ‘девушки’ (род.
п.), бм > мм: гъикIаб-ма > гъикIамма ‘придет?’; нб > м:
къегьенбалъи > къегьемалъи ‘мешки’ (усечение и ассимиляция). В
заимствованиях адаптация нехарактерных для Б. я. стечений согласных
происходит посредством наращения гласных: шко-ла > ушкул, спичка
> испишка, председатель > перседател. Фонологическое
противопоставление “интенсивный-неинтенсивный” позиционно (перед
согласными) нейтрализуется: ишхъе, бесхъе ‘назад’. Согласные К, КI, къ,
кь, хь стоят вне корреляции, утратив не-интенсивные корреляты, но
фонетически реализуются как интенсивные. 2.1.4.
Преобладающие модели слога: CV (ЦIе ‘гость’), CVC (ъоб ‘тот’, даб ‘тот
(даль-ше)’). Характер cлогоделения CV-CV (ъи-ма ‘отец’, кIа-ту
‘лошадь’), CVC-CV (кIан-кIа ‘жеребенок’, ъиш-та ‘сколько’), CV-CVC
(ъи-гьур ‘озеро’), CV-CV-CV (ЦIи-на-лIу ‘ко-за’). Стечения согласных
редки. В инлауте один из согласных (как правило, первый) яв-ляется
сонорным. 2.2.0. Морфонологические сведения. 2.2.1.
Отмечаются фонемные структуры морфем: C, V, CV, CVC, Морфемы могут быть
не только односложными. Деление на морфемы и слоги обычно не совпадает:
им-у-х-а ‘к отцу’. На стыке морфем наблюдаются сандхиальные явления:
выпадают как гласные, так и согласные, или же целые слоги – регъел
‘нога’, мн. ч. регъе-балъи, раша ‘сло-во’, мн. ч. раш-и-балъи, буйхалъи
‘ботлихец’, мн. ч. буйха-ди (см. также 2.1.3.). 2.2.2. Фонологическое противовоставление морфологических категорий не характерно.
2.2.3. Фонологические чередования редки. 2.3.0. Семантико-грамматические сведения: Б. я. агглютинативный, синтетический, с элементами аналитизма в глаголе. 2.3.1.
е с и Семантико-грамматические разряды слов: имя существительное, имя
прилагательное, местоимение, имя числительное, глагол, причастие,
наречие, союзы, послелоги, частицы. Б. я. богат причастными формами.
Они образуются от всех временных форм (как положительного, так и
отрицательного спряжения) посредством суффиксальных классных формантов.
В причастиях также сохраняется оппозиция по
одушевлнноти/неодушевленности. Суффиксальные форманты в прчастиях
отра-жают класс определяемого слова (так же как и в прилагательных), а
префиксальные – класс подлежащего или дополнения (в зависимости от
переходности глагола). Настоящее общее время причастий образуется
суффиксами -хаб/-лъаб: хъwарди-хаб, хъwарди-лъаб ‘пишущееся’, прош.
время хъwард-аб ‘написанный’, буд. хъwар- ди-хоб ‘то, что напи-шется’;
формы будущего времени с суф. -лъаб не отличаются от форм настоящего
обще-го. Порядковые числительные имеют те же окончания, что и причастия
настоящего вре-мени (-хоб/-лъоб): кIей-хоб ‘второй’, (неодуш.),
кIей-лъоб (одуш.). Наречия. Наречия места – бекьару ‘рядом’,
‘близко’, бехъутIу ‘вокруг’, гьину ‘внутри’, сеъа ‘впереди’ и др.
Наречия места изменяются по локативным падежам: лок. гьикь-и ‘под’, ал.
гьикь-а, эл. гьикьи-ру, транс. гьикьи-ку. Наречия времени: гьена
‘теперь’, ъелъел ‘сегодня’, суни ‘вчера’. Послелоги: -гъалу ‘для’,
-дера ‘до’, -хинду ‘к’ (указывает направление), -Цуб ‘подобный’ (-б –
изменяющийся классный формант), -санду ‘вместе’. Частицы: союз-частица:
-ла ‘и’, ‘с’ присоединяется к каждому перечисляемому имени энклитически
(има-ла ила-ла букв. ‘отец-и, мать-и’); -ла употребляется с разными
частями речи; -да полифункциональная частица, образует форму
абсолютива, в место-имениях служит частицей-определителем, в
числительных – частицей собирательности; -кIвалала ‘-нибудь’; частицы
-хула/-льила употребляются при вопросительных местоиме-ниях и наречиях.
Частица -чIа ‘если не, кроме’, -ма вопросительная (бегъе-ма? ‘знает?’,
бегъе-чIи-ма? ‘не знает?’). Вопросительные формы также имеют оппозицию
по одушевленности/неодушевленности: ху-ма? ‘есть?’, -лъи-ма? Частица
-ма может присоединять-ся к любой части речи, если в предложении нет
вопросительных слов, -ми – вопроси-тельная частица обратного
вопроса-уточнения: мин ишхъе wукIикIо-ма? ‘ты будешь до-ма?’, мин-ми?
‘я?’. Частица -хи со значением желательности обычно выступает в
сочетании с вопросительными формами: игьикIама-хи ‘не сделает ли?’
(‘неужели?’). 2.3.2.
Характерной для Б. я. категорией является грамматический класс. В ед.
числе три класса: I кл. – названия людей мужского пола (аффикс w), II
кл. – назва-ния людей женского пола (аффикс й), к III кл. относятся все
остальные имена (аффикс б). Во мн. числе деление по признаку
одушевленности/ неодушевленности передается префиксом р- и суффиксом
-л; неодушевленность – префиксально и суффиксально -б. В ед. числе
одушевленность можно выразить и формантом -лъи, например, при
отрицании: wаЦи лъичIи ‘брата нет’ (ср. передачу неодушевленности –
руша хучIи ‘дерева нет’). Форманты грамматического класса встречаются
префиксально, суффиксально, инфиксально и префиксально-суффиксально. В
именах существительных категория класса формально отражается в
небольшом количестве слов: ед. ч. w-аЦи ‘брат’, й-аЦи ‘сест-ра’, б-агьа
‘детеныш’. В части прилагательных классных формантов нет: гьацIаХа
‘бе-лый’, гьирцIи ‘высокий’. В другой их части классные форманты
появляются во всех по-зициях: префиксально-суффиксально – I кл.
w-ечIухо ‘большой’, II кл. й-е-чIухай, III кл. б-е-чIуха; суффиксально
– I кл. сур-о (о < ав), II кл. сур-а-й, III кл. сур-а-б ‘дурной’. Во
мн. числе имена делятся на группы одушевленных (р-ечIуха-л) и
неодушевленных б-ечIуха-б, где налицо префикс и суффикс б). В
количественных числительных классные форманты налицо лишь в це-б
‘один’. В личных местоимениях III лица (по происхожде-нию –
указательных) классные форманты суффиксальны. То же в указательных
место-имениях (ъа-б ‘этот’, ъо-б ‘тот’) и притяжательных (ди-б ‘мой’,
ду-б ‘твой’). В глаголе обычно классные форманты префиксальны: б-е-ти
‘оставлять’, б-у-кIи ‘быть’. В именах, образованных от глаголов,
имеющих классные форманты, они префиксальны и суффик-сальны: б-укIа-б
‘бывший’. Если же в глаголе нет классных формантов, они здесь
суф-фиксальны – хьwаро-б ‘написанный’. Классные форманты причастий
cогласуются с оп-ределяемым словом. В глаголе они отражают дополнение
(при переходных) или подле-жащее (при непереходных). Часть
прилагательных изменяется по классам: б-ечI-ер ‘черный’, б-ахара
‘старый’ (б- – изменяющийся классный формант). Прилагательные,
обра-зованные суффиксом -Суб, также имеют классные формы: гъикьи-Суб.
Часть прилага-тельных лишена классных формантов: ирха ‘красный’, зукIу
‘маленький’. Классные форманты являются также формообразующими
суффиксами: в родительном падеже суф. -б – изменяющийся классный
формант. Классные форманты выступают и как суффиксы образования
прилагательных и причастий и имеют слоговой характер: в-о-, в-у-, й-е-,
й-и-. Слова, не имеющие в ед. числе классных формантов, лишены формы
мн. числа (за исключением имени существительного). Личность выражается
личными местоимениями (см. 2.3.6.).
2.3.3.
Различаются два числа: единственное и множественное. В именах
существи-тельных число передается суффиксами множественности -бальи
-бдалъи, -далъи, -де, -е: ила ‘мать’ ~ мн. ч. ила-балъи, багьа
‘детеныш’ – мн. ч. багъ-е. В других частях речи число передается
формантами грамматического класса, которые во мн.ч. отражают
мно-жественность по признаку одушевленности: I кл. ду-w ‘твой’, II кл.
ду-й, III кл. ду-б, мн. ч. одуш. ду-л, неодуш. ду-б; I кл. w-ехил-о
‘длинный’, II кл. й-ехил-а, III кл. б-ехило-б, мн. ч. одуш. р-ехила-л,
неодуш. б-ехила-б (см. также 2.3.2.). В ед. числе одушевлен-ность
передается аффиксом -лъи, неодушевленность – -ху: ваЦи ида-льима? ‘брат
есть?’, году ида-лъима? ‘кошка есть?’, руша ида- хума? ‘дерево есть?’,
макIwа ида-хума? ‘ме-сто есть?’, или же wаЦи лъи-чIи ‘брата нет’, руша
ху-чIи ‘дерева нет’. Во мн. числе в словах с классными формантами мн.
число одушевленных противопоставляется мн. числу неодушевленных: в
классе одушевленных число передается префиксом р-, суффиксом -л:
р-ахара-л ‘старые’, в неодушевленных – префиксом и суффиксом б:
бахара-б; I кл. го-w ‘тот’, II кл. го-й, III кл. го-б, мн.ч. одуш.
го-л, неодуш. го-б. В личных местоимениях при ден ‘я’, мен ‘ты’ во
мн.числе различаются формы инклюзива илIи и эксклюзива ищи ‘мы’. Имена
числительные количественные, кроме цеб ‘один’, оканчиваются на -да:
кIе-да ‘два’, гьабу-да ‘три’, бугъу-да ‘четыре’, ищту-да ‘пять’,
инлIи-да ‘шесть’, гьакьу-да ‘семь’, бикьи-да ‘восемь’, гьачIа-да
‘девять’, гьацIа-да ‘десять’. Далее имеем гьацIалъи цеб ‘одиннадцать’,
кIецIа-лида ‘двадцать’, кIецIа-лильи цеб ‘двадцать один’, гьабущIалида
‘тридцать’, бешунуда ‘сто’, азаруда ‘тысяча’, азаручекIу цеб ‘тысяча
один’. Счет десятичный. Сложные числительные строятся по-средством
аффикса -чIекIу: бешуну-чIекIу ищтуда ‘сто пять’. Кратность образуется
суф. -цIи, -рцIи: бугъу-рцIи ‘четырежды’, гьаб-цIи ‘трижды’. 2.3.4.
В Б. я. многопадежная система. Различаются основные и локативные
падежи. Основных падежей четыре: именительный – “чистая основа”; его
основная функция – обозначение субъекта при непереходных глаголах и
объекта при переходных. Эргативный падеж (суф. -ди) оформляет
подлежащее при переходных глаголах, выступает также в функции
инструменталиса. Родительных падежей два. Родительный I (мар-кируется
изменяющимися классными формантами -б и др.) употребляется обычно в
сло-вах I кл.; классные форманты согласуются с определяемым.
Родительный II (суф. -ли) налицо в словах II-III кл. Дательный падеж
(суф. -и) – падеж косвенного дополнения, а также падеж субъекта при
глаголах чувства и восприятия. Склонение одно (его типы выделяются по
косвенной основе). Суффиксы падежей в обоих числах едины. Лока-тивные
падежи образуют шесть серий: I серия – нулевая морфема, передает
значение “на”; II серия (-чI) – значение дативно-локативное; III серия
(-х), значение “около”, “возле”; IV серия (-хъ) по значению совпадает с
III серией; V серия (-лъ) – зна-чение “внутри”; VI серия (-кь) –
значение “под”. Локативных падежей четыре: локатив -у, -и, -е (где?),
аллатив -а (куда?), элатив -ру (откуда?), транслатив -ку (через что?).
Эла-тив и транслатив проявляют тенденцию к нивелировке. Не все слова
изменяются по всем сериям. Аффиксы серий присоединяются к косвенной
основе. Основообразующие аффиксы появляются в эргативе, или
родитель-ном падеже: им. п. -ѓ, эргатив – основообразующий аффикс -а,
-у, -и, -е, -щу-, -лъи-; ос-нову образует один из них плюс падежный
суффикс. Атрибутивные имена склоняются при субстантивации. Их
основообразующими аффиксами являются в ед. числе в I кл. -щу-, во II
кл. -лъи-. Падежные аффиксы локативных серий: I серия – аллат. -а; лок.
-у; элат. -у-ру; трансл. -у-ку; II серия – лок. -чIу, эл. -чIу-ру, тр.
-чIу-ку; III серия – аллат. -х-а, лок. -х-е//-хи, элат. -хе-ру//-хи-ру,
трансл. -хе-ку//-хи-ку, IV серия – аллат. -хъ-а, лок. -хъ-и, элат.
-хъи-ру, трансл. -хьи-ку; V серия – аллат. -лIа, лок. -лI-и, элат.
-лIи-ру, трансл. -лIи-ку; VI серия – аллат. -кь-а, лок. -кь-и, элат.
-кьи-ру, трансл. -кьи-ку (см. также 2.3.1.). Личное местоимение ден ‘я’
в эргативном падеже имеет другую основу: им. п. ден, эрг. ишкур, род.
диб; местоимения мин ‘ты’, бишти ‘вы’, илIи ‘мы’, ищи ‘мы’ не различают
именительного и эргативного падежей. Посессивность выражается
притяжательными местоимениями: диб ‘мой’, дуб ‘твой’, бищдиб ‘ваш’,
экскл. ищиб, инкл. илIиб ‘наш’ и отгенитивными формами.
Обстоятельственные значения передаются наречиями, лока-тивными
конструкциями и послеложными формами. Послелоги: гъалу ‘для’, цуб
‘подобный’, хинду ‘к’. 2.3.5.
Глагол изменяется по временам и наклонениям. Глаголы, имеющие класс-ные
форманты, изменяются и по классам. Выделяются три основных времени:
настоящее время, образуемое суф. -е (хъвард-е ‘пишет’, мас-е
‘рассказывает’); прошедшее время, образуемое суф. -а, -у (хъwард-у
‘написал’, мас-е ‘рассказал’), будущее время (суф. страница 234:
-икIаб, где -б – изменяемый классный формант: хъwардикIаб ‘напишете’).
К основным формам относятся также инфинитив (суф. -и/-й: хъwард-и
‘писать’) и масдар (суф. -р: хъwарди-р ‘писание’). Императив строится
суффиксом -а при переходных глаголах и суф. -и при непереходных
(хъwар-а! ‘напиши!’, бигъ-и! ‘стой!’). Условное наклонение образуется
суф. -а-ла (хъwард-а-ла ‘если напишет’). Признак желательного
наклонения – суф. -а-бу, -и-бу: хъwард-а-бу, хъwард-и-бе ‘да напишет’.
Каузатив (понудительный залог) образуется с помощью суф. -а (хъwард-а-й
‘заставить написать’). Все формы времен и наклонений каузатива
образуются регулярно. Имеются и аналитические формы каузатива с
глаголом бигъи. Глагол не имеет личного спряжения. Переходность
передается синтаксически (см. также 2.2.3.). Распространен
аналитический способ образования времен и наклонений посредством
глагола букIи ‘быть’ и ида ‘есть’. 2.3.6.
Дейктические категории передаются местоимениями: личными – ден ‘я’, мин
‘ты’, илIи ‘мы’ (инкл.), ищи ‘мы’ (экскл.), бищти ‘вы’; указательными –
гьаб ‘этот’, доб ‘тот’, гоб ‘тот’ (выше), гьогоб ‘тот’ (дальше).
Наречия-указания: ъару ‘здесь’, ъуру ‘там’, гьалъа ‘тут’
Пространственную ориентацию передают указательные местоимения.
Категория определенности реализуется частицей -ол, неопределенности –
частицами -гIала, -хвала, -кIвала. Отрицательные формы образуются
отрицаниями одуш. лъичIи и неодуш. хучIи. Отрицание гучIи употребляется
в обоих случаях, независимо от одушевленности-неодушевленности. Формант
отрицания -чI выступает в глагольных формах с разной огласовкой:
хъwард-е-учIи ‘не пишет’, прош. вр. хъwард-и-чIа, буд. вр.
хъwард-и-чIаб (см. также п. 2.3.1., 2.3.2.). Запретительное наклонение
обра-зуется суффиксом -а-баси: хъwард-а-баси! ‘не пиши!’. Условное
наклонение: хъwард-и-чIала ‘если не написал’.
2.3.7.
Семантико-грамматические разряды слов см. 2.3.1. В именах
существительных различаются категории класса (см. 2.3.2.), в небольшой
группе слов – числа, падежа и одушевленности/ неодушевленности.
Прилагательные, причастия, порядковые числи-тельные, местоимения
изменяются по классам (кроме личных местоимений), числам. В
прилагательных отражается одушевленность/неодушевленность, по падежам
они изменяются при субстантивации. В прилагательных без классных
формантов, классная соот-несенность устанавливается по определяемому.
Часть глаголов изменяется по классам, числам (см. 2.3.2., 2.3.3.),
временам и наклонениям. Неклассные глаголы изменяются по временам и
наклонениям. Разряды местоимений: личные (см. 2.3.6.); притяжательные –
диб ‘мой’, дуб ‘твой’, илIиб ‘наш’, ищиб ‘наш’, бищтиб ‘ваш’, гьощуб
‘его’ , гьолъилъи ‘ее’; указательные (см. 2.3.6.); вопросительные – I
кл. ъе-w ‘кто’, II кл. ъе-й, III кл. ъе-б, мн. ч. ъеъо-л (одуш.), ъе-б
(неодуш.); возвратные – I кл. гьи-w ‘сам’, II кл. гьи-й, III кл. гьи-б,
мн. ч. гьо-л (одуш.), гьо-б (неодуш.). Неопределенные образуются от
вопросительных посредством частиц -гIала, -хwала, -кIwала.
Интенсивность и многократность передаются редупликацией основ.
|