12 апреля 2007 г. в местности Хандаса состоялся День села Ботлих. На этот светлый и радостный праздник собрались не только жители с. Ботлих, но и гости из столицы республики, местное и республиканское телевидение. На радость всем участникам день выдался наредкость прекрасным. В честь праздника состоялся большой мавлид, состязания по вольной борьбе и волейболу. Зарезали двух огромных быков, состоялось обильное угощение . Еды хватило для всех и даже осталась одна большая кастрюля мяса, которую решили раздать в виде садакъа всем старикам и больным, не имевших возможность придти на праздник. Этот праздник традиционный для Ботлиха и в год один раз все ботлихцы обязательно собираются на этом месте для того, чтобы официально открыть сезон весенних работ. В оросительную систему Ботлиха запускают воду, которая поливает в порядке очередности все сады Ботлиха. Садоводство имеет жизненно важное значение для ботлихцев потому, что это их основная работа, с ним связано их благосостояние и сама жизнь. Хочу сказать большое спасибо организатору праздника Балдугову Лабазангаджи, который взял насебя все расходы по празднику. Эстафету на следующий год принял Магомаев Магомедрасул. Пожелаем ему успехов.
Спасибо, интересно было прочитать и статью, и комментарий. Полностью поддерживаю твою мысль, Муртуз. Находятся люди, из жизни все знаем, которые не понимают этого и скажут «А зачем нужно ботлихцам думать о том, что они ботлихцы? Ну и что из этого?». Но дело в том, что у дагестанских народов крепкие и выносливые духовные гены, если бы они не берегли свою идентичность, то сегодня их бы уже и не существовало. Задача родителей - передавать их своим детям вместе со всеми элементами духовной и материальной культуры, а задача детей - всё, полученное от родителей, вот в точно таком же неизменном виде передавать дальше следующему поколению.
Быть интернационалистом нужно; и быть гордым и чванливым из-за своего народа и происхождения - это недостойно. Но мы живём в такое время, когда идёт интенсивная атака на систему ценностей неевропейских народов. При этом наиболее уязвимыми оказываются те элементы этой системы, которые мы в своем сознании меньше всего способны вычленять, те которые невозможно "руками пощупать" - они в первую очередь подвержены ассимиляции. Особенно, к сожалению, мы люди этому подвержены в молодом возрасте, то ли из-за отсутстия соответствующих знаний, то ли из-за отсутствия здоровой консервативности и здорового упрямства. Просто для примера скажу, что все современные дагестанцы еще знают, что хинкал женщина должна уметь готовить. Одни меньше а другие больше уверены, что язык родной надо знать. Но понятия, поведение в большой мере изменились, и не в том дело, что идет какой-то процесс развития, старое заменяется новым, а просто мы ПЕРЕНИМАЕМ от других народов их расклады. Идет добровольный, до конца не осознанный, отказ от СВОЕГО - например, раньше было точно известно какие отношения внутри общества - не то что какое слово кому можно сказать, кому нельзя, а даже каким взглядом на кого можно посмотреть, на кого нельзя. Один «не такой» взгляд уже мог считаться хамством. Теперь же взамен этому пришло то, что не уступаем в своей наглости и распущенности, развязности и неуважении, в ироничности, яде и издёвках - почти никому, и честно говоря даже и обогнали некоторых. Точно так же вот Абдулхабиров Магомед выразил свое возмущение тем, что кавказцы уже начали прямо в лицо оскорблять национальные чувства других людей - научились у других. Да, этому есть где научиться, но зачем перенимать именно плохое. С особенной лёгкостью мы усваиваем все ценности общества потребления, главными темами наших разговоров становится: кому больше нравится Хонда, а кому Тойота и т.д. От одного только того что любишь хинкал и носишь дагестанское имя и фамилию - не будешь дагестанцем. Я знаю что ездить не запретишь, телевидение которое насаждает чуждое мировоззрение тоже не запретишь; изоляция и запреты конечно же не выход и не нужны, и не возможны. Но для того и есть сознание у человека и объединённое сознание у дагестанского общества, чтобы оказывать этому процессу всемерное и организованное сопротивление. Поэтому я и считаю, что призыв к ботлихцам не забывать о том что они ботлихцы, начиная с празднования своего традиционного старинного праздника и дальше - это нужный, своевременный призыв, имеющий глубокий смысл.
Я это говорю не к тому, чтобы разжигать в ком-то национальную гордость, упаси Аллах - но: дагестанцы имеют такую древнюю культуру, что невероятно обидно было бы смотреть на какие-то нации и что-то с лёгкостью, бездумно, без особой на то причины, заимствовать у них, отказываясь от своего. Хотя бы тот приведённый здесь на сайте факт, что по всему Дагестану нашли обсерватории, сделанные нашими предками 12-13 тысяч лет назад, а у табасаранцев - 14 тысяч лет назад. Конечно такими вещами не надо гордиться на каждом углу, но помнить это дагестанцам надо.
Сегодня, когда делал грядки на вспаханном поле (вспахано конем), подумал: "Что бы сказал мой друг Магомед, увидев мое занятие? Ведь у них грядок на поле не делают." А нужны грядки для орошения. Кто из вас задавался вопросами: "Где еще имеется такая древняя и вместе с тем развитая система орошения как в Ботлихе?", "У какого народа или общества в адатах или других нормах права сохранились правила пользования поливной водой?". Система орошения ботлихцев состоит не только из каналов. Есть там и акведуки, как это было в Древней Греции. «Ботлих... — пишет автор, посетивший его в 1910-е гг., — расположен на склоне горы. Ниже аула в ущелье по террасам много садов и огородов, которые орошаются искусственно посредством сети канав, проводящих воду из реки и из горных потоков и ключей. Даже самые поля, засеянные пшеницей, за неимением иных удобных для земледелия мест, расположены только в садах и огородах» (Сержпутовский 1916: 275). Побывавший в Ботлихе в 1930-е гг. академик Н.И. Вавилов отметил, что вряд ли можно лучше, нежели это делают местные жители, использовать землю (Вавилов 1936: 80). В записи адата (обычного права) ботлихцев, сделанной в конце ХIХ в., в частности говорилось: «Кто прежде времени станет есть хотя и свой виноград, с того штраф в пользу общества» (Из истории права 1968: 22). Все это свидетельство того, что ботлихцы один из древних и высококультурнейших народов мира. Праздник «первой борозды» отмечается во многих обществах Дагестана. У Ботлихцев есть древний праздник, который называется «День поливной воды». По ботлихски это звучит: «Лъени этайхаб зив», что в дословном переводе означает «день поднятия воды». Дорогие Ботлихцы! Мы все должны помнить о своих корнях. Особая значимость «Дня поливной воды» в том, что этот праздник напоминает нам, что мы БОТЛИХЦЫ и поэтому каждый из нас, по возможности должен в этот день быть в Ботлихе и почтить своим присутствием это поистине общенародное мероприятие.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]