Мухаммадшафи, сын Максуда-кади из Хунзаха, известный в
Дагестане под именем Дибир-кади из Хунзаха родился в 1742 году. Он
является 19 потомком, переселившегося из Сирии в целях распространения
Ислама в Хунзахе, араба по имени Ахмад. Весь род до Дибира-кади и после
него тоже известен как кадии, т. е. религиозные служители. Отец
Дибира-кади Максуд-кади работал кадием Аварии. Сам Дибир-кади тоже
работал сначала дибиром, затем кадием аваристана и поэтому его стали
называть Дибир-кади.
Первоначальное
образование он получил у отца, затем много лет учился у Хасана из
Кудали и Махада из Чоха. После этого для изучения отдельных книг
посетил все известные в Дагестане медресе. Получив совершенные знания,
он все же отправился на Ближний Восток, в Персию и Аравию. В одно время
находился в Шуше (Карабах) и изучил у известного поэта Мирзы Джамала
Джаваншира (автора Карабах-наме) персидский язык. Тот был секретарем
(мирза) Карабахского хана Ибрахима. После этого Джаваншир еще шесть лет
прожил в Хунзахе в качестве помощника Бахтики-сестры Ума-хана, жены
Ибарахим-хана. Здесь уже Дибир-кади обучил его арабскому языку. Далее в
целях усовершенствования языка учился у известного ученого Максуда
Челеби Панахбадия. А также в Турции и в Сирии. Таким образом он в
совершенстве владел арабским, персидским, турецким, грузинским,
аварским, кумыкским, даргинским и лакским языками. Помимо этого владел
юриспруденцией, логикой, богословием, астрономией, грамматикой и др.
После смерти отца Максуда-кади Дибира назначили кадием аваристана.
Сначала он решал шариатские вопросы. Но этим не ограничилась его
деятельность. Вскоре Ума-хан Аварский назначил его своим секретарем. В
то время везирем у Ума-хана был Алисканди из Гоцатля (отец имама
Хамзата), а секретарем Дибир-кади. В своей работе Ума-хан полностью
полагался на них и гордился своими людьми. Всюду Дибир-кади сопровождал
Ума-хана. Это было для ученого очень обременительным делом и в
сохранившихся записях Дибира-кади мы находим, как он сетует на нехватку
времени для передачи знаний другим и для составления необходимых книг.
Все же Дибир-кади и в военных походах не расставался с наукой и
проделал огромную работу по развитию грамматики, лексикографии и
поэзии. Он в подробностях изучил поэзию Ближнего Востока, произведения
таких авторов, как Саади, Ширази, Джами, Руми, Хафиз, Фирдоуси, Низами
и многих других. Кроме того, изучил и народные произведения арабов
вплоть доисламских времен. Он перевел некоторые части известной
арабской сказки Калила и Димна на аварский язык.
Огромен вклад Дибра-кади в развитие, усовершенствование и
распространение языка. Его труды легли в основу лексикографии аварского
языка. Он составил аварско-азербайджанский, аварско-грузинский,
аварско-лакский разговорники. К сожалению, эти работы не сохранились.
Дибир-кади составил двух-трехязычные словари. Для Дагестана в те годы
это было крайне необходимым и важным делом. Арабско-персидско-турецкий
словарь тогда стал очень популярным, благодаря доходчивому и простому
составлению. Этот словарь, в первую очередь, был необходим для
мутааллимов, владеющих арабским языком. С его помощью они могли
самостоятельно ознакомиться с трудами еще не переведенными на арабский
язык. Распространение персидского и турецкого языков дало для
национальных языков огромное развитие и сильный скачок для поэзии всех
народов.
Огромное внимание уделял Дибир-кади распространению наук. Он разработал
специальный словарь для детей – «Тибян ал-лисан ли талим ас-сибьян» –
«Объяснение языка для обучения детей». Также составил
персидско-турецкий словарь. Каждый его словарь отличается методически
правильным составлением и комментариями к тому или иному слову. В своих
работах Дибир-кади давал ссылки на тот материал или пример, откуда, что
им взято. Это давало его работе завершенность, что способствовало более
полному усвоению материала.
Дибир-кади оставил огромный след и в аварской духовной поэзии. В 1796
году Ума-хан Арварский направил его в Дербент в качестве посла для
примирения царского генерала Зубова, прибывшего туда с войском и
правителя города Шейхали-хана. Все же миром дело не разрешилось, и
город был взят русскими войсками. После этого Дибир-кади написал
«Касыда о взятии Дербента». Это историческое произведение по той части,
что Дибир-кади в том походе русских предвидел начало гнета и военного
вторжения царской России в Дагестан. Здесь он уповает на то, что
город-крепость, основанный самим Александром Македонским был сдан
иноземному захватчику, что жители города опустили головы. Но все же
призывает к повиновению воле Аллаха. Есть еще произведение, названное
исследователями как «Заветы Талтинца». ТIалтIа (на плато) – это квартал
в Хунзахе, в котором расположена главная джума-мечеть и ханская часть.
Здесь жил и Дибир-кади. В этом произведении мы видим Дибира-кади уже
опытным, мудрым и видавшим жизнь человеком. Здесь он призывает к
усовершенствованию веры, богослужению и терпению. Для этого он приводит
много аятов из Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение), что
говорит о его прекрасном знание этих наук. Наиболее значимым и
содержательным произведением Дибира-кади является Марсият на смерть
Ума-хана Аварского. Здесь он дает образ Ума-хана как справедливого,
щедрого и отважного человека. Это ему удается сделать в полной мере,
так как он провел с ним много лет и описал то, что видел. Он описывает
как Ума-хан боролся с несправедливостью даже во время военных походов,
пресекал всякого рода притеснение мирного населения. Он показывает, что
для объединения аваристана и превращения его в одно сильное государство
Ума-хан проделал огромную работу, но ввиду скоропостижной смертью вся
эта работа прервалась.
Большое значение придавал Дибир-кади и развитию письменности (аджама)
на аварском языке. Его рукой переписаны очень много книг. Прекрасный
почерк и мастерство художественного оформления текста делало его работу
поистине великолепной. Он писал разными стилями письма (насх, насталик,
шекаст и др.).
Наследие Дибир-кади на сегодня можно сказать, наиболее полно изучено по
отношению к другим религиозным деятелям. Это плод трудов кандидата
филологических наук, старшего научного сотрудника ИЯЛИ ДНЦ РАН.
Алибековой П. М. и профессору С. М. Хайбулаеву. Дай Аллах им здоровья
для плодотворной работы.
Из рода Дибир-кади вышло очень много ученых и богословов. Самый известный среди них Бадрудин-афанди из Ботлиха (ум. 2004).
Дибир-кади умер в 1817 г., но место его захоронения неизвестно.
|