В другой ветке Муртуз коснулся в разговоре ассимиляции, хочется высказать наблюдения об ассимиляции вообще. Напишите, если не до конца согласны или вообще не согласны. Согласна с тем, что условия для ассимиляции ботлихцев создаются. Но для полноты картины хочу добавить, что и сами люди в определенной мере идут ассимиляции навстречу. Это и вообще проблема если брать шире, на уровне всего Дагестана. Причем нелегко и определить роль и соотношение внешних и внутренних факторов. Например, у нас принято считать так: от нас скрывалась наша история (имеется в виду от нас - от дагестанцев - в советские времена). Конечно если говорить об истории войн, то она бы в учебниках в любом случае представлялась идеологизированно и необъективно, но к истории войн не сводится вся история. Конечно, таким важным для народного самосознания составляющим как владение родным языком, знание своей истории, вообще краеведение и т. д. - сказать что этому уделялось внимание - не скажешь. Это доходило иногда даже и до абсурда. Для примера - я в Дагестане была вовлечена в воспитательно-образовательный процесс (в качестве его объекта) 17 лет подряд: от старшей группы детского сада - по пятый курс университета. До 24-х лет я ни разу не видела Дербент - считай одно из чудес света, и находилось под боком, в один день можно поехать и вернуться. Почему нельзя было в махачкалинских школах в год один раз, начиная класса с 8-го, организовывать поездку в Дербент, со знающим учителем-историком, и каждый год на более высоком уровне, по принципу от простого - к сложному, детям рассказывать о Нарын-кале и вообще о Дербенте. Просто этому не придавалось значения, это не считалось важным. Обратите внимание на абсурдный перекос в образовании - до каких деталей изучались и изучаются школьные предметы, полгода мы разбирались в характере Онегина, но не находилось времени в учебной программе чтобы показать ученикам древнейший на территории России город и огромную и по мировым масштабам крепость, находящиеся у нас под боком. Это просто один пример. На днях смотрела разные фото старого моста в Ахтах - и тоже думала - я в жизни не знала ни о существовании этого моста, ни когда его построили, ни кто построил и т.д. Да и не надо далеко отъезжать, в Махачкале и ее окрестностях тоже есть много чего, что необходимо знать и видеть (а в неорганизованном порядке никто бы не отпустил). Когда я училась, в школах только ввели как факульт. предмет даг. литературу, а истории Дагестана ни в какой форме у нас не было. Кроме может 1-2 человек у нас в классе, мы остальные понятия на самом деле не имели где мы живём - ни по вертикали, ни по горизонтали, т.е. ни во временной плоскости, ни в пространственной: о своей собственной республике, о наших древних селениях, о районах не знали ни истории ни географии, ни краеведения, ни памятников культуры, ни чудес природы (от силы свое родное селение у кого оно в горах было). Вот зато какой-нибудь город Козельск и что в нем произошло сотни лет назад - это мы затаив дыхание слушали нашу учительницу Марию Ивановну, она была прекрасная рассказчица, на уроке такая тишина стояла, что если муха летит было слышно. И вопрос у меня такой - можно ли об этом всём в целом сказать - от нас скрывали историю Дагестана. Действительно, у центральных властей был свой интерес в том чтобы у разных регионов и народов по возможности меньше просыпалось национальное самосознание. (А все эти дисциплины - язык и литература, краеведение, история - пробуждают и держат бодрым национальное самосознание, в хорошем тонусе). Они считали важным поддерживать вектор, способствующий объединению огромной нации. На то они и центр. Видели свою функцию в том, чтобы предотвращать рост разрозненности (в чём, я считаю, и был свой резон, а как же иначе; При условии конечно что все эти меры центр. властей только к тому и сводятся, что регионам не подается на тарелке с голубой каемочкой образовательная программа включающая изучение их собственной культуры, а дело просто пускается на самотёк). Я считаю, что в нормальном, здоровом, гармонично уравновешенном случае этому противостоят противоположные стремления со стороны самих народов, чья задача - сохранить себя и не допустить ассимиляции, максимально, всемерно ей противостоять, подключая чувство меры. (Я думаю что директору моей школы и нашим учителям, как и университетским преподавателям никто и ничто не мешало давать нам знания по истории Дагестана. Но для этого нужно чтобы сама эта идея казалась важной людям.) Не говорю сейчас о более ранних десятилетиях, но на моем веку я не видела, чтобы такие стремления властями пресекались, чтобы что-то запрещалось. Но я к сожалению видела и вижу, что ассимиляционный вектор властей находит своего союзника в самой человеческой натуре. Человеку неохота учиться, это воспринимается как тяжкий труд. Плюс к тому человек подвержен влиянию литературы и телевидения, через эти каналы поступают и незаметно навязываются иные, чуждые ценности; ценности российской/западной цивилизаций представлялись нам как универсальные. Министерству образования видимо не хотелось загружать себя дополнительными обязанностями по продумыванию и реализации нововведений в учебной программе республики. Что-то правда и делалось в этом направлении, но только очень мало. Куруш. Вспоминается один день, когда у нас в классе (в 4-ом классе) студент математик практикант провёл вместе со своими друзьями викторину «Кто лучше всех знает Дагестан», это хорошо запомнилось. Но всё-таки я говорю тут не об энтузиазме отдельных личностей, а о хорошо организованном, отлаженном образовательном цикле, дающем как результат прочные и достаточно обширные знания. Ахты. Боюсь что главная проблема в том, что многим людям нет дела до этого всего. Вот когда внешние факторы, т.е. естественные стремления центральных властей консолидируются с внутренним фактором - безразличием дагестанских людей к своей культуре, только тогда это становится силой. Все равно конечно этой «коалиции» можно противостоять, т.к. находятся и среди старшего поколения, и среди молодёжи деятельные энергичные люди, которые на высоко осознанном уровне оказывают отпор ассимиляции. Но конкретно то что на ботлихских землях сейчас происходит - это вообще совершенно особый случай, тут речь идёт об ассимиляции не через медленное вторжение иной культуры на духовном уровне, а грубым способом, через пренебрежение необходимой материальной основой компактного проживания народа. И в Дагестане, и в Москве есть достаточное число ученых, которые в курсе специфики Дагестана; специалисты для того и есть у государства, чтобы привлекать их при решении подобных государственных вопросов, а не принимать решения на примитивном уровне профанов.
|