1 июня
2005 г.Юрий Юрьевич Карпов, доктор
исторических наук, заведующий
Отделом Кавказа Музея антропологии и этнографии им. Пера Великого
Российской академии наук дал следующее историко-этнологическое
заключение по ситуации в связи
со строительством военного городка в с. Ботлих
В современном Ботлихском районе Республики Дагестан
проживают коренные малочисленные народы андо-дидойской подгруппы: ботлихцы,
годоберинцы, андийцы, каратинцы (основная часть последних
проживает в соседнем Ахвахском районе). Согласно данным переписи населения 2002
г., андийцев более 21 тыс. чел, ботлихцев – 16 чел., годоберинцев – 39 чел.
Официальные цифры численности ботлихцев и годоберинцев произвольные и являются
результатом откровенных нарушений проведения переписи в данном районе. По
оценке специалистов, в 1989 г. ботлихцев было 4,5 тыс. чел., годоберинцев
–3,5 –4 тыс. чел. (Народы Дагестана.
М., 2002, с. 180, 191). Ботлихцы проживают в четырех населенных пунктах района
– селениях Ботлих, Миарсо и хуторах Ашино и Анхо; годоберинцы в селениях Верх.
и Ниж. Годобери и Зибирхали; андийцы в 9 селениях Ботлихского района.
Нарушения в ходе переписи населения вызваны длящимисяне один десяток лет спорами общественности
малых андо-дидойских народов с республиканскими (Республики Дагестан) органами
власти о восстановлении их статуса самостоятельных народов. Данного статуса они
были лишены в 1930-е гг., когда их причислили к аварцам. Несмотря на активные
попытки в последние годы добиться восстановления статуса самостоятельных в
целях сохранения своих языков, культурного своеобразия и др. республиканские
органы власти им в этом отказывают (исключение было сделано только в отношении дидойцев/цезов
(самоназвание) – более 15 тыс. чел. –которым было «разрешено» создать «Национально-культурную автономию
″Дидойцы″»). Республиканская власть проводит довольно странную политику:
постановлением Госсовета РД от 18 октября 2000 г. № 191 коренными
малочисленными народами республики признаны все «конституированные» народы
(всего 14) данного субъекта Российской Федерации, в том числе аварцы
(численность более 800 тыс. чел), даргинцы (более 500 тыс.), кумыки (более 400
тыс.), лезгины (более 400 тыс.), русские, табасаранцы, азербайджанцы, рутульцы
и др.Вопреки официальным утверждениям о
завершении процесса межэтнической интеграции андо-дидойских народов с аварцами,
наделе почти все указанные
действительно малочисленные народы (самый крупный из них андийцы) сохраняют
параметры особых этнокультурных социальных образований.
Этническая территория ботлихцев расположена в межгорной котловине
с уникальными природно-климатическими условиями, традиционно ботлихцы
занимались земледелием (террасным, поливным), но в первую очередь они славились
своими садами. Территория котловины весьма ограничена и практически вся
находилась и находится в активном хозяйственном использовании.
В основе социальной организация ботлихцев, как практически
всего населения Горного Дагестана, лежит сельская община (джамаат),
регулировавшая порядок землепользования и порядок общественной жизни. Несмотря
на очень существенные общественно-политические и экономические трансформации,
имевшие место в ХХ в., сельская община (джамаат) и в настоящее время
является основным системообразующим звеном местных обществ (и этнокультурных
образований).
Разразившийся во второй половине 2004 г. конфликт между, с
одной стороны, федеральными и республиканскими органами власти и, с другой –
ботлихским джамаатом, связан с игнорированием первой стороной интересов
ботлихцев. Последние выражаются в стремлении ботлихцевсохранить джамаатские (весьма ограниченные)
земли, как материальную базу функционирования своего этнокультурного
образования. Можно заметить, что традиционно любые земельные вопросы в
Дагестане в обязательном порядке решались с учетом мнения джамаата
(представлявшего конкретное сельское общество или общества соседних селений).
Подобная практика в значительной мере сохранялась в советский период, при
колхозном строе, а в постсоветский период получила новый импульс. Следует также
отметить, что в Дагестане джамаат играет роль действенной ячейки формируемого
гражданского общества. Принятие федеральными и республиканскими органами власти
решения о строительстве на территории ботлихской сельской администрации
крупного военного городка не было согласовано с общественностью (джамаатом) Ботлиха,
что вызвало возмущение местных жителей. Изъятие из хозяйственного и
общественного оборота 60 га земель ботлихского джамаата, которые отводятся под
вновь создаваемый городок, крайне болезненно скажется на жизни местного
общества, так как эти земли сельская администрация предназначала для наделения
участками молодые семьи (очередь на подобные участки в Ботлихе ныне составляет
300 человек). Ботлихцы также не без основания опасаются, что неизбежный при
начале активного строительства городка и при дальнейшем его функционировании
приток в Ботлих населения из других местностей фактически приведет к разрушению
их социальной структуры – джамаата.
При решении ботлихской проблемы, безусловно, следует иметь
в виду, что ботлихцы являются коренным малочисленным народом, права которого на
предпочтительное пользование земельными угодьями этнотерритории гарантированы
как российским законодательством, так и международными соглашениями. То, что
ботлихцы, как и другие 12 народов андо-дидойской подгруппы, необоснованно лишены
статуса «народа», не меняет существа дела».
В 1809 году
общества Анди, Шодрода, Согратль, Маали, Ботлих, Карата, Ансалта, Анцух,
Томарал приняли «подданство» России, тем самым отказавшись совершать набеги на
территорию России. Россия гарантировала обеспечение военной помощи при внешней
агрессии, неприкосновенность самостоятельного внутреннего народного управления
и право беспошлинной торговли на всей территории России. По Гюлистанскому
договору 1813 года, подписанному после завершения русско-иранской войны в
1804-1813 гг., территория Дагестана отошла к России. Однако Российская империя
не собиралась соблюдать договоренности и вела колонизаторскую политику. А при
агрессии Ирана в 1840-50 гг. против Дагестана Россия не оказала им помощи. В результате политики России началась
национально- освободительная Кавказская война, в процессе и окончании ее также
принимались договора с дагестанскими обществами, которые периодически
нарушались.
Там «Условия,
предписываемые покоряющимся горцам» от 19.11.1836г. диктовали:«Покорные горцы
должны:
-Принести присягу в покорности российскому
императору и представить через старшин присяжные листы русскому начальству.
-Выдать по одному хорошему ружью с каждых 10
саклей в виде залога их покорности.
-В виде наказания за участие в восстании
Шамиля заплатить штрафу с каждой сакли по 2 барана. Затем покорные жители
освобождаются от всяких податей».
В 1960
г. командующий Кавказским корпусом фельдмаршал Барятинский объявил: «Объявляю
вам от имени Государя Императора:
1.Что правительство
русское предоставляет вам совершенно свободно исполнять веру ваших отцов.
2.Что от вас никогда не
будут требовать солдат и не обратят вас в казаки.
3.Даруется вам льгота на
три года со дня утверждения сего акта. По истечении сего срока вы должны будете,
для содержания ваших народных управлений, вносить по три рубля с дома.
Предоставляется, однако, аульным обществам самим производить раскладку этого
сбора.
4.Что поставленные над
вами правители будут управлять по шариату и адату, а суд и расправы будут
отправляться в народных судах, составленных из лучших людей, вами самими
избранных и утвержденных начальством.
5.Что права каждого из
вас на принадлежащее вам имущество будут неприкосновенны. Земли ваши, которыми
вы владеете или которыми наделены русским начальством, будут утверждены за вами
актами и планами в неотъемлемое владение ваше. И только в случае нарушения
верности Государю Императору изменой или возмущением лишитесь вы владения ими.
Но
через несколько месяцев Петербург аннулировал документ и начал радикальный
передел земель. Если бы эти обещания соблюдались, то судьба Кавказа сегодня
была бы иной.
Магомед- Амин договорился
с Россией на следующие права для абадзехского народа:
1.Неприкосновенность
веры и свободный отъезд в святые места- Мекку и Медину;
2.Освобождение Кавказа
от всяких податей, повинностей, рекрутства и обращения в казачье сословие;
3.Земля абадзехов
останется навеки их собственностью и никакая часть ее не будет занята под
станицы;
4.Абадзехам
предоставляется устроить управление по своему вековому обычаю;
5.Для заведования
абадзехами будет назначен особый русский начальник;
6.Этот начальник может
вступаться в народные делав тех только
случаях, если увидит изменнические действия или ему будут жаловаться на совет
старшин, составляющих управление;
Этот договор напоминал во многом простое примирение, или
«автономию» Абадзехии, и в этом плане Магомед-Амину «повезло»больше чем Шамилю: имама царизму удалось
примирить с меньшими условиями чем его наиба, хотя этот договор как раз
действовал именно в Дагестане, а в Черкессии он не был нужен: адыгов в 1863-65
г.г. просто выселили и этим «закрыли» проблем.
Вспомним, о триединой задаче, выполнение которой должно было привести наше общество к коммунизму. Одной из этих задач было - формирование нового человека. Так на всех съездах КПСС периода "развитого социализма" генсек в своем докладе отмечал о завершающемся процессе "формирования новой исторической общности людей - советского народа". Так вот, для выполнения этой задачи, на первых этапе необходимо было в каждой национальной республике выделить республикообразующий этнос, а затем интегрировать их, в создаваемый на субстрате русского народа «великий советский народ». Поскольку в Дагестане на эту роль "республикообразующего" явным образом не мог претендовать ни один народ, в конце 30-х А.Данилов "усилил" аварцев, присоединив к ним андо-дидойцев и одновременно "ослабил" лезгин, разделив их на лезгин, табасаранцев, агульцев, цахуров, рутульцев. Эта политика проводилась настолько последовательно, что представителям андо-дидойцев, сохранявшим свой язык, самобытность и все другие этноопределяющие признаки и в голову не приходило, что они не являются аварцами. В то же время, в самосознание представителей народов легинской группы, имевших гораздо больше оснований считаться лезгинами, нежели андо-дидойцы аварцами, была заложена доминанта, что они не лезгины. Назвав лезгинами их можно было только оскорбить. Такова была работа идеологии. С распадом СССР прекратилось и "движение к коммунизму". С падением идеологических оков, проявилось самосознание народов. В новом государственном образовании руководителями республики оказались бывшие идеологии партии. Некоторые из них, в своей прежней деятельности, настолько продвинулись в выполнении коммунистических установок, что уже имели множество научных трудов в области национальной политики, проводившейся в советские годы. Теперь, оказавшись у власти, при всей очевидности несостоятельности своих научных изысканий, они не могли отказаться от своего «прошлого», не хватило мужества. Тем более, такой отказ был бы для них равносилен политическому самоубийству. Национальная политика А.Даниялова – Ш.Шамхалова – М.Г.Алиева породила такие специфические дагестанские явления как: «национальное квотирование должностей», «земли отгонного животноводства» (переселение одних народов на территории других), казусы с титульными нациями и многие другие неразрешимые проблемы.
Магомеднур, спасибо за ссылку (страница открывается, но почему-то проблема со знаками - кириллицу не показывает нормально, к сожалению) и за подробный ответ. Что понимается в законодательстве под коренным народом, теперь в целом поняла из твоих слов. А сам понимаешь, в моей голове не рождаются такие мысли как передел границ, и не поддерживаю если у кого-то другого рождаются, по-другому кроме как бредовые идеи я это тоже не назвала бы. Хватит и того что Советский Союз развалили. На эту линию - коренные/некоренные народы - ты помнишь, как и почему я вышла. Но если не чувстовать угрозы, когда естественно рефлекс самозащиты срабатывает (и меня это тоже касается напрямую) - то в спокойной нормальной ситуации этот вопрос никого не интересует. Когда будет такое положение дел, вот как ты сказал, что все народы зарегистрированы и имеют равные права участвовать в управлении республикой, иметь своих представителей во власти - тогда эта многонациональность (много наций независимо от времени их появления здесь) и разнообразие культур и вероисповеданий - являются только богатством Дагестана. Я с тобой не спорю Магомеднур, потому что я и не вижу расхождения во взглядах; кроме одного - скорее недоразумение - призываю не путать самозащиту с чем-то другим, с наступлением на чьи-то интересы.
Ответ: Попробуй изменить кодировку через меню вид-кодировка
Во-первых, я не совсем понимаю, кого можно признать коренным народом.
Я думаю, коренным населением для той или иной местности можно назвать исторически сложившуюся общность людей, объединившихся на основе традиций, культуры, языка и на протяжении "длительного периода времени " компактно проживающих на ее территории. Почему заключил в кавычки "длительного периода времени"? Потому что в этом, на мой взгляд, и заключается суть понятия "коренной народ". Объясняю. По большому счету абсолютное большинство народов земли извечно не проживали на территории своего современного проживания . Одни из них перекочевали в данную местность, других переселили, третьи насильственно оккупировали. Вопрос только: "Когда?". Возьмем к примеру албанцев. Установлено что их корни на Кавказе. Но это не мешает им назвать себя коренным населением Албании. Другой пример ногайцы- коренной народ Дагестана. Но ведь всем очевидно что у них татарские корни. Они на каком то историческом этапе переселились и укрепились в данной местности. И вот одни считают что они не коренной народ Дагестана, другие утверждают обратное. Другой аспект данной проблемы - территория. Что мы подразумеваем под Дагестаном, где ее границы. Границы современного Дагестана определила СССР и Советская власть, которых сейчас нет. Так что теперь нам упразднить их и начать перекройку. Знаю, что есть и сторонники этой бредовой идеи. Они не понимают (а может и понимают) к каким кровопролитиям приведет новый передел территорий. Соня ты затронула очень сложный и опасный для разбора вопрос. Мое мнение, все народы, населяющие республику должны быть зарегистрированы и иметь равные права в его управлении, иметь своих представителей во власти. Как это осуществить?- вопрос не менее сложный и длительный
Всё-таки мне не до конца всё ясно в этом вопросе. Во-первых, я не совсем понимаю, кого можно признать коренным народом. А во-вторых, что из этого должно вытекать. Русских и азербайджанцев по-моему вряд ли можно назвать коренными народами в Дагестане, или по крайней мере не в том смысле, в каком коренными являются дагестанцы, т.к. дагестанцы в обозримый исторический период никогда не пришли в Дагестан, они изначально там находились. А насчёт русских и азербайджанцев, кто получше знает историю, сможет точно сказать, с каких пор они там. Я не знаю, но думаю, что речь идет о паре-тройке веков, может и больше, но это всё равно недавно (на фоне автохтонности дагестанских народов). Но дело в том, что когда идёт разговор о том, какой народ с каких пор тут находится, это всегда бывает не просто чистый поиск истины, а обычно на базе этого затем обосновывают, кому какие права и статус выделить в связи с этим (особенно грузины чрезмерно увлеклись этим, переусердствовали). Вообще-то по идее это должно быть совершенно неважно кто пришельцы, а кто старожилы. Ведь мы сами многие из Дагестана живем где-то за его пределами, и не хотели бы быть вторым сортом из-за этого. Но в случае Дагестана необходим особый подход, учитывающий всю его специфику. Если брать в масштабе отдельных граждан, то справедливым будет равенство прав всех людей независимо от национальности, но если брать в масштабе народов, то - это и птицам на ветке понятно, что совершенно несправедливо, неразумно, небережно и некультурно будет обеспечить такое равенство, скажем, ботлихского народа и русского - настолько неодинаковых по численности. В течение последних 50 лет многие этносы Севера просто исчезли. Вернее растворились, ассимилировались. Народы равны, но не одинаковы. Если этого не учитывать и не обеспечить некоторые преимущества малочисленным народам, то вот так это заканчивается. А речь тут у нас шла вначале даже не о преимуществах, а только о том, чтобы малочисленным народам дали тот же самый статус, который есть у других народов. Это уже дало бы большую защищённость, чем сейчас.
По какой логике можно русских, чеченцев и азербайджанцев назвать коренными народами Дагестана
Дело в том, что территория современного Дагестана была во время советской власти исскуственно расширена. В Кизлярском районе испокон веков проживали русские, ауховском районе-чеченцы, в южных районах имеются азербайджанские села. Вот почему Правительство РД решило этот вопрос просто объявив их коренными народами Дагестана. Иначе ее территорию пришлось бы перекроить.
Что касается русских, чеченцев и азербайджанцев живущих в Дагестане, раз речь идёт о каких-то гарантиях прав для этих народов, поскольку много представителей этих наций проживает в Дагестане, то почему нельзя какими-то другими аргументами пользоваться, зачем такие странные доводы. В любом случае, невозможно согласиться с тем, чтобы этим народам обеспечивалось преимущественное положение по сравнению с автохтонными народами, пусть и малочисленными.
Это тогда бардак полный в дагестанском законодательстве относительно народов - коренных и некоренных, малочисленных и немалочисленных. По какой логике можно русских, чеченцев и азербайджанцев назвать коренными народами Дагестана, да ещё и малочисленными. Тогда в "коренной" значит ещё какой-то другой смысл вкладывается, кроме автохтонный. "Малочисленный" - я знала что это значит меньше 50 тысяч; имеется 63 малочисленных этноса в РФ, их языки записаны Красную книгу языков народов России, среди них и ботлихский.
Магомеднур, ты в очередной раз подтвердил мое мнение о том, что вы - ботлихцы живущие за пределами Ботлиха имеете весьма поверхностное представление о том, что происходит в Ботлихе. Поэтому попытаюсь провести небольшой ликбез.
Дело в том, что отношение ботлихцев к строительству городка менялось на различных этапах строительства. Тут следует четко разграничить 2 этапа: 1. Ботлихцы в категорической форме не приемлют размещения на их территории военного городка (октябрь 2004 года - 24 май 2005 года); 2. Ботлихцы не согласны, но вынуждены осознать, что строительство городка неизбежно (период после 24 мая 2005 г., когда прекратилось блокирование строительства и до настоящего времени).
Согласись, это принципиально разные этапы и отношение населения к строительству естественно изменилось. Если в период активного противостояния благодаря пропаганде "самых непримиримых" деятелей из пятой колонны, участие ботлихцев в строительстве городка принималось как предательство, то на втором этапе, ботлихцы, приняв предложение правительства по минимизации ущерба согласились избрать рабочую группу для решения этой задачи. По-моему это нормально и даже мудро: не принимать позу обиженного, а попытаться взять какую-нибудь пользу.
Я пробивал подряды для ботлихцев, потому что такое решение было принято на совместном заседании рабочей группы, представителей общественности, депутатов и сельадминистрации. И принципиально добился того, чтобы ни одна неботлихская фирма за пределами "забора городка" никакой работы не выполняли. Это объекты инженерной инфраструкты, которые кстати охватывают и Ботлих. Ты можешь спросить: "А как же оказалось, что большинство объектов все же построили неботлихские фирмы?". Отвечаю, все подряды за пределами забора был даны только ботлихцам и по тому списку, который я предоставил в правительство. А как наши подрядчики ими распорядились узнай у них. Если они не захотят могу рассказать об этом я, но в их присутствии.
Заранее, предугадывая твой возглас: "Ага, оказывается рабочая группа занималась только выбиванием подрядов", скажу тебе - подряды это небольшая и весьма второстепенная задача, в общем объеме задач, выполненных рабочей группой.
Об этом я могу говорить часами. Но не могу уделить каждому ботлихцу по несколько часов - жизни не хватит. Имеется немало письменных материалов о деятельности рабочей группы (протоколы, обращения, статьи, публикации). Жаль, что я не собирал их. Кое-что есть в моей компе.
Р.S. Кстати также было и в 99-м. События тех времен я делю на 2 этапа: 1. 7-9 августа, когда федеральные и республиканские власти были в состоянии прострации и не приняли никаких мер против вооруженных банд, вторгшихся в Ботлихский район. Председатель правительства РФ С.Степашин встретившись в Махачкале с руководством республики тут же улетел и доложил президенту Ельцину о возможной потере Россией Дагестана. На этом этапе бандам противостояли одни Ботлихцы. 2. Президент Ельцин снимает Степашина и назначает на его место Путина. На следующий же день вся автодорога от Гимринского туннеля до Ботлиха (более 100 км.) заполняется военной техникой, движущейся в Ботлих. Всем становится ясно, что банды не пройдут. Еще через 2-3 дня в Ботлихе появляются множество отрядов ополчения, одетых в камуфляжную форму, хорошо вооруженных, которые на протяжения целой недели опустошают оставленные без присмотра ботлихские сады (ботлихцам в это время было не до садов), при этом, не забывая, строго по расписанию явиться на обед в благотворительную столовую, устроенную ботлихскими женщинами и, в которую ботлихцы отнесли все имевшиеся дома запасы продуктов. В то же время, ботлихские женщины и дети, вывезенные за пределы села в основном в Махачкалу, отвергаются республиканскими властями в вопросах предоставление им гуманитарной помощи. Мои дети до сих не забывают ужас тех дней, проведенных в Махачкале. Самое интересное, что спать те "бравые ополченцы" ездили в Муни, Ортоколо, Тлох - подальше от Ботлиха. И ты знаешь, что все они получили награды и всевозможные льготы от государства.
Очень много аналогий в поведении различных групп в этих двух событиях.